Происшествия
3555

Смерть в бесхозном люке

Четверо людей отравились в военной части в поселке Джида, пытаясь спасти солдата

Четверо людей отравились в военной части в поселке Джида, пытаясь спасти солдата

По приказу солдаты и вольнонаемные проверяли канализационные люки на территории гарнизона, четверо погибли сразу. Один вольнонаемный служащий части находится в тяжелом состоянии в реанимации районной больницы. И лишь рядовому 18-летнему солдату Артему Самедову, которого и бросились спасать погибшие, удалось выжить. Причиной гибели людей стало скопление в подземном люке ядовитых газов — метана и гексана. Канализационные люки не открывались больше десяти лет.

Следствие считает, что ЧП произошло по вине халатного отношения старшего лейтенанта Юрия Комарова, начальника ТЭЧ в/ч №62286, который отправил людей проверять люк в нарушение правил технической безопасности. Возбуждено уголовное дело. Своей вины Комаров не отрицает, объясняя следствию тем, что не знал о скоплении опасных газов и хотел лишь устранить засор в канализационной системе. В ходе прокурорской проверки выяснился забавный факт. Комаров имеет лишь специальное техническое образование. Однако при этом он в офицерском звании «старший лейтенант», которое присуждается лицам с высшим образованием. Законность присуждения офицерского звания у Комарова проверяется. Следствие ведет Кяхтинский военно-следственный отдел при Прокуратуре РФ по РБ.

Люк, ставший могилой двух солдат и двух гражданских сотрудников, оказался бесхозным. На балансе казарменно-эксплуатационной части он не числился. В ходе следствия предстоит провести экспертизу, чтобы выяснить причины появления ядовитых газов в подземном колодце.

 

Устраняли засор

ЧП в части предшествовала обычная бытовая проблема — в душевых здания ТЭЧ не работал слив воды. По приказу Юрия Комарова на устранение неисправности направили троих солдат: прапорщика Виктора Лочина, рядовых Артема Самедова и Артема Шевцова. Лочин служил по контракту. Два Артема в в/ч №62286 14-й армии дивизии ВВС и ПВО проходили срочную службу и были призваны два месяца назад.

В первом люке, который проверили солдаты, и оказалась причина засора — большой почвенный нанос. После починки ребята решили проверить и второй люк, расположенный неподалеку.

— Мы его с трудом открыли ломом, первым туда спустился я, — рассказывает рядовой Артем Самедов. — Резко мне стало плохо, я упал и больше ничего не помню.

Очнулся он уже на поверхности и узнал, что, спасая его, погибли тезка Артем Шевцов и прапорщик Виктор Лочинов, а вместе с ними еще двое гражданских сотрудников. В больницу молодого солдата доставили с диагнозом «острое отравление газом неизвестного происхождения легкой степени».

— Ему проведены соответствующее лечение, дезинтоксикация, — говорит Баярма Цоктоева, зам. главного врача по лечебной работе Петропавловской ЦРБ.

На пятый день после ЧП его выписали. Еще совсем юный парнишка говорит о случившемся сдержанно, с какой-то даже детской горечью.

— Артем, — говорит он о своем сослуживце Шевцове, — с характером был пацан, я хотел бы съездить проведать его родных.

 

Как все было

К упавшему без сознания Артему Самедову на помощь бросился Артем Шевцов. Он безуспешно пытался вытащить бесчувственного сослуживца из забетонированного колодца глубиной около двух метров. Неподалеку оказались еще несколько гражданских сотрудников части: Василий Дмитриев, Сергей Ивлев и Андрей Богидаев. Не раздумывая в колодец первым спустился Дмитриев. Вместе с Шевцовым им удалось вытолкнуть Самедова на поверхность. Однако выбраться сами они уже не смогли.

— Со слов очевидцев, осложняла спасение тонкая металлическая балка, которая была расположена прямо по­средине проема в люк, — поясняет Роман Гурьев, и.о. руководителя Кяхтинского военно-следственного отдела при Прокуратуре РФ по РБ.

На помощь им бросился 31-летний Ивлев. Он обвязал Дмитриева веревкой, которого тут же вытянули наверх. Не думая о смертельной опасности, на подмогу ему в колодец пошли Богидаев и прапорщик Лочинов. Однако и сами стали заложниками ядовитого колодца. Их пытались спасти другие солдаты в противогазах, однако безуспешно. Извлечь бесчувственных пострадавших мешала пресловутая металлическая балка. Один из солдат пожарной части проявил смекалку. К балке привязали трос, закрепили к пожарной машине, а затем ее выдернули. Однако на все это ушло драгоценное время. Когда снова проникли в люк, все находившиеся там четверо мужчин уже скончались.

 

«Он должен выкарабкаться»

Валентине Дмитриевой выпало двойное испытание. Она потеряла любимого племянника — прапорщика Виктора Лочинова. Под вопросом жизнь ее мужа Василия Дмитриева, который уже неделю без сознания лежит в реанимации районной больницы в селе Петропавловка. Она, как и муж, работала вольнонаемной в части, в штабе. Как обычно, в тот день муж с племянником, вместе пообедав, пошли на работу. В седьмом часу вечера тревожное известие ей сообщила знакомая.

— Она позвонила мне и сказала: быстро звони своим, в части что-то случилось. Я тут же стала набирать номера мобильных Вити и мужа, гудки шли, но никто не отвечал, — вспоминает Валентина.

Лишь спустя час она узнала о ЧП. В трудную минуту во время похорон Валентина неотлучно находилась рядом с осиротевшей сестрой. Племянник рос на ее глазах, взрослел и становился самостоятельным мужчиной.

— Он был единственным сыном, надеждой и опорой, нашим любимцем, как смириться! — с горечью говорит она.

Сама мама Виктора не может даже говорить о своей страшной потере. Виктора хоронили по-военному: почетный караул, орудийные залпы…

Сейчас Валентина всеми силами молится за жизнь своего мужа Василия. О случившемся она даже боится говорить единственному сыну, который служит в армии в Новгородской области.

— Мы всячески скрываем, лишь бы он не переживал. Маленько пройдет время, скажем, — говорит она.

Врачи никаких прогнозов не дают. Сейчас мужчина находится на аппарате искусственного дыхания. Уже в первый день из Улан-Удэ санавиацией были доставлены ведущие специалисты республики.

— Лечение скоррегировано, проводится в полном объеме под постоянным контролем, — говорит Баирма Цоктоева.

Николай Дмитриев и Наталья Зайцева — старшие брат и сестра Василия Дмитриева. Через два дня им разрешили дежурить в отделении реанимации. Они верят, что брат справится со свалившимся на него испытанием.

— Он, знаете, какой упертый и добрый, и мы не можем его осуждать, что он, не думая о себе, бросился на помощь. В этом весь он, — говорит Наталья.

Больницу буквально разрывают звонками многочисленные друзья.

— За него молятся в церкви и дацане. Вот такой он у нас, — хоть и с болью, но с гордостью говорят родные.

Николай и Наталья, находясь в палате, разговаривают с Василием постоянно. И они верят, что он их слышит, просто пока не может ответить.

— Огромное спасибо всему персоналу. Вы не представляете, с каким вниманием относятся к нему, просто от души благодарны! — с теплотой говорит Наталья.

 



Они спасали друг друга

18-летний Артем Самедов из хутора Лобакин Суроковикинского района Волгоградской области — единственный, кто выжил без последствий.

23-летний Артем Шевцов из города Слюдянка Иркутской области — погиб.

28-летний Виктор Лочин из села Большой Нарын Джидинского района, прапорщик, служил по контракту — погиб.

39-летний Василий Дмитриев, житель поселка Джида, вольнонаемный, работал водителем — в реанимации в больнице.

31-летний Сергей Ивлев из поселка Джида, вольнонаемный слесарь — погиб.

42-летний Андрей Богидаев из поселка Джида, вольнонаемный водитель — погиб.

Родные и односельчане Василия Дмитриева считают теперь 18-летнего Артема Самедова (слева) его крестником / Фото М. Агнора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях