Увы, рост тарифов на коммунальные услуги не подразумевает улучшение их качества. И многие горожане не знают, что имеют право на компенсацию.

В июне, как известно, пленум Верховного суда России принял постановление с разъяснениями по спорам в судах в сфере ЖКХ. По нему жильцы многоквартирных домов могут требовать от поставщика возмещения убытков, понесенных из-за некачественных коммунальных услуг. Также собственники могут претендовать на неустойку и компенсацию морального вреда, а недобросовестные поставщики услуг - на штраф. 

Как получить неустойку

Неустойка полагается потребителю, если исполнитель нарушил правила предоставления коммунальных услуг, а именно: 

  • своевременно не предоставил коммунальные услуги;
  • давление холодной и горячей воды или температура горячей воды, давление при подаче газа, напряжение в электросети, температура в помещении и давление во внутридомовой системе отопления не отвечает нормативам;
  • дом плохо подготовлен к холодному периоду (не заменены разбитые стекла и т.д.). 

Обнаружив недостатки оказанной услуги, вы можете потребовать безвозмездного устранения недостатков. Для этого необходимо обратиться с письменной претензией в адрес исполнителя работы (услуги). 

При этом вы можете установить для устранения недостатков разумный срок. Его необходимо указать в договоре или заявлении исполнителю. Если срок будет нарушен, исполнитель будет должен уплатить вам неустойку (пеню) за каждый день просрочки. Исчисляется она в размере 3% от цены выполнения работы. 

Для выявления факта нарушения проводится проверка, по результатам которой составляется акт нарушения качества или превышения установленного перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Акт становится основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В случае отказа исполнителя от удовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке он имеет право обратиться в суд.

Куда обращаться?

Если у вас возникли вопросы о взыскании неустойки, обращайтесь в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия: телефон 8 800 350 00 15 (звонок бесплатный). Либо в Консультационный центр по защите прав потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ»: телефон 33-28-99 и 62-34-17. Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская 76 а, блок 1. 

В каком случае могут отключить?

Если вы несвоевременно или не полностью оплачиваете коммунальные услуги, будьте добры не удивляться, когда услугу вам ограничат или вовсе отключат. Однако сделать это могут лишь после письменного уведомления в установленный срок и в установленном порядке. 

Конечно, наличие долга не является безусловной причиной приостановления или ограничения предоставления услуги. Такие меры должны быть соразмерны нарушению и не должны нарушать прав других лиц и создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. 

Управляющая компания не вправе в одностороннем порядке увеличивать порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату больше, чем предусмотрено договором.