Бизнес
3315

Что будет с ценами в 2011 году?

Прогнозы

Продукты подорожают, а народ снова набирает кредиты. Заканчивается 2010 год, и мы начинаем серию статей, в которых будут подводиться экономические и политические итоги года и даваться прогнозы на следующий, 2011 год



Темой нашей сегодняшней беседы с экспертом Александром Янтрановым стали цены.

— Александр, что больше всего повлияло на ситуацию с ценами в этом году?

— Чтобы понять, что происходит с ценами и что будет с ними в следующем году, нужно вспомнить летнюю засуху. Засуха привела к неурожаю и дефициту продуктов. Цены на продукты выросли по всей стране. Особенно на наи­более важные — первичные продукты, из которых делается большая часть полуфабрикатов. Так, цены на пшено выросли на 14%, на картошку — на 17%, на сахар — на 15%, а на гречку вообще в 2,5 раза.

Рост цен на продукты, как всегда, больнее всего ударил по карману бедняков — большая часть их доходов и так уходит на еду. Им не до поездок за границу, не до покупки дорогих машин и походов по ресторанам.

Официально Бурятстат зафиксировал рост потребительских цен за 10 месяцев 2010 года всего на уровне 7%. Но нужно понимать, что эти данные рассчитываются на широком наборе товаров. Для кармана же малообеспеченных жителей Бурятии рост цен может быть значительно выше 7%. А это значит, что в бюджете отдельных семей затраты на питание увеличились на 10 — 15%. Поэтому неудивительно, что можно было наблюдать рост протестной активности, сохранение высокого уровня преступности.

Оборот розничной торговли формально вырос на 7%. Учитывая примерно такой же рост цен, мы видим, что на самом деле роста торговли фактически и не было. Торговля непродуктовыми товарами могла бы упасть на 10, а то и на все 20%, если бы не расширение потребительского кредитования. Банки снова начали давать кредиты населению, и выдали их в 1,6 раза больше по сравнению с 2009 годом. Это во многом смягчило ситуацию.

— На что могут вырасти цены в 2011 году?

— Скорее всего, рост цен в следующем году продолжится, прежде всего, на продукты и лекарства. Будет сказываться отложенный эффект от последствий засухи. Простой пример: глобальный неурожай привел к росту цен на хлопок на 20 — 40%. Изделия из подорожавшего хлопка поступят в продажу в следующем году. Поэтому в следующем году мы ожидаем рост цен на трикотаж, хлопковые изделия на уровне 5 — 10%.

По этой же схеме будут расти цены на продукты питания, где сырьем являются крупы, растительное масло, сахар, мука и т.п. В результате цены на продукты питания вырастут, возможно, еще на 10 — 15%. По отдельным позициям рост будет выше. Например, картофель, по моим прогнозам, вырастет на 20 — 40% вследствие его активной перепродажи в западные регионы. Там уровень цен уже достигает 30 — 40 рублей за кг, и однозначно будет расти, так как в этом году картофеля собрали на 40% меньше обычного.

Рост цен на проезд в маршрутках автоматически также приведет к росту затрат любой семьи. Рост цен на коммунальные услуги, тепло- и электроэнергию практически утвержден. Пока речь идет о 10-процентном повышении энерготарифов. Поставщикам таких услуг проще обосновать рост своих затрат, чем реально бороться за повышение собственной эффективности (снижать расходы, повышать собираемость долгов и т.п.). И уже по привычке неэффективность своей работы они переложат на плечи потребителей, то есть на нас с вами.

Таким образом, мы прогнозируем в 2011 году снижение реальных доходов населения по самым бедным группам до 20%. Значит, снизится и потребительская активность в целом.

В бизнес-сообществе Бурятии начинается период серьезных изменений. Как видим, развитие рынка розничной торговли замедлилось в 2010 году. А значит, проще выживать будет наиболее крупным игрокам розницы. Главным девизом будет один — снижение издержек, концентрация бизнеса на эффективности. Диверсификация бизнеса в этих условиях, скорее всего, говорит о внутренних проблемах.

Ситуация с ценами будет зависеть от крупных игроков. И от того, удастся ли им сдержать рост цен прежде всего на продукты питания, во многом будет зависеть и социальная ситуация, напряженность в обществе.

— Что будет с рынком непродуктовой торговли?

— Рынок непродуктовой розничной торговли, скорее всего, сузится. Высока вероятность прихода федеральных компаний, успешно обосновавшихся в соседних регионах, в том же Иркутске.

Некоторые местные игроки могут не устоять, как это уже было после памятного прихода в регион всего одного игрока — компании «Эльдорадо». Для ряда местных компаний наступает час «х»: либо повышать собственную эффективность, либо уходить с рынка.

— Выходит, это вторая волна кризиса?

— Пускай теоретики определяются: вторая волна кризиса или новый кризис. Мы говорим одно: ситуация напряженная, рост цен неизбежен. Но кризис — это не только сложности. Это всегда и новые возможности для развития. Главное, помнить об этом и видеть их.

Николай Иванов.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях