Бизнес
2379

Сколько стоит Холоднинское?

Поможет ли пиар-акция «Миры» на Байкале» продать месторождение, где добыча запрещена?

Поможет ли пиар-акция «Миры» на Байкале» продать месторождение, где добыча запрещена?

Благополучие жителей Бурятии сегодня оказалось на кону при одной из раздач в игре субъектов «большой экономической политики»

 Пока идет торг о стоимости крупнейшего в России Холоднинского месторождения цинка, экологи заявляют о том, что проект его разработки — самый опасный за всю историю хозяйственной деятельности человека на Байкале.

 

Вслед за Абрамовичем

В «позднепутинскую» эпоху в России стало модным продавать свой бизнес государству, которое в лице госкорпораций, не скупясь, выкупает у наи­более приближенных к власти «акул» дикого российского капитализма их компании. Примеру Романа Абрамовича, который в 2005 году за $13 млрд. продал «Газпрому» свою «Сибнефть», последовали и другие. Инвестиционно-финансовая компания «Метрополь» сегодня продает государству лицензии на разработку Холоднинского и Озерного месторождений и крупный пакет акций своей дочерней компании «Металлы Восточной Сибири (МВС)». Покупателем выступает компания ЗАО «Русинвестпартнер», соучредителями которой являются ЗАО «Ренова-прогноз» Виктора Вексельберга и ЗАО «Концерн «Высокие технологии Р» (51% акций у ФГУП «Рособоронэкспорт»). Напомним, что в июле этого года сослуживец Владимира Путина Сергей Чемезов на базе активов «Рос­оборонэкспорта» создал свою империю — госкорпорацию «Ростехнологии», куда вошло более 400 крупных предприятий бывшего Оборонпрома СССР.

Честь продать этой структуре свои месторождения в Бурятии ранее малоизвестная в России компания ИФК «Метрополь» отстаивает в не простых для себя условиях. Особенно это касается Холоднинского месторождения, добыча металлов на котором, напомним, запрещена. При падении мировых цен на цинк (по одним оценкам, с $3 тысяч до $1,8 тысячи за тонну, по другим — почти с $4 тысяч до $1,5 тысячи) и желании выйти из проекта иностранных партнеров — шведской компании «Лундин Майнинг» — на «райские» условия выкупа лицензий и пакета акций «МВС» его хозяева из «Метрополя» могут рассчитывать только при особых отношениях с государством. Короче, «Метрополь», который объявил о том, что цена полного пакета акций «МВС» на Холоднинское месторождение составляет $1,2 млрд., должен это «заслужить».

 

«Миры» на Байкале и дисконт на продажу

Этим объясняется пиар-акция на Байкале, в течение которой ИФК «Метрополь» и его глава Михаил Слипенчук занялись защитой и изучением Байкала и за $6 млн. привезли на священное сибирское море глубоководные батискафы «Мир». Руководитель Фонда сохранения и изучения Байкала Артур Чилингаров сразу по прилету в Улан-Удэ рассказал бурятским журналистам о том, что премьер Владимир Путин по­хвалил «Метрополь» и поставил в пример его финансовые вложения в экологию. После погружения в глубины Байкала получена поддержка и новоиспеченного «гидронавта» Вячеслава Наговицына.

Но вопрос о цене лицензий на разработку Холоднинского (9 млн. тонн цинка в руде) и Озерного (7 млн. тонн цинка в руде) месторождений остается открытым. Как и то, какую долю акций «МВС» и за сколько собирается приобрести могущественный ныне «имперхолдинг» «Ростехнологии».

— Сегодня сложилась, на мой взгляд, уникальная ситуация с Холоднинской лицензией, — сказал после совещания по проекту «Комплексное развитие Забайкалья», которое состоялось в июле в Улан-Удэ, глава «МВС» Олег Михайленко. — Государство выдало лицензию, а потом оно же сказало: «Может быть, мы ее у вас отберем». Причем государство не говорит: «Мы ее отберем», а говорит: «Может быть, мы ее отберем». К сожалению, этот процесс продолжается уже полтора года. И все эти полтора года идут бесконечные переписки, бесконечные совещания.

Как сообщила директор Департамента по связям с общественностью корпорации «Металлы Восточной Сибири» Татьяна Ровенская, в эти дни Олег Михайленко находится вне Москвы, «вне зоны доступа» и комментариев не дает.

— Дело в том, что в МПР (Министерстве природных ресурсов России. — С. Б.) есть две позиции по Холоднинскому месторождению, МПР не однозначно против его разработки, — сказала Татьяна Ровенская. — В правовом департаменте МПР считают, что, поскольку нам еще до выхода 643-го постановления правительства России (о запрещении ведения хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне Байкала. — С. Б.) была выделена лицензия на разработку, эту лицензию надо выполнять. А «постмитволевская ветка» (Олег Митволь, заместитель руководителя Росприродназора. — С. Б.) считает, что разрабатывать не надо. Правительство Бурятии и Вячеслав Владимирович Наговицын однозначно за то, что Холоднинский ГОК нужно пускать с соблюдением требований экологии. Сегодня между МПР России и правительством Бурятии составлен протокол разногласий. Все эти документы направлены в правительство России, и сейчас все стороны проекта ждут какого-то решения. Заявлений о том, в какой степени предполагается участие «Русинвест­парнера» в проектах «Холоднинское», «Озерное», не делают ни «Русинвестпартнер», ни мы. Потому в настоящее время идет «сиделица», или аудит проекта.

 

Экологи-партизаны и «сиделица» в Москве

Пока в компании «Металлы Восточной Сибири» пережидают «сиделицу» в Белом доме, которая, по словам Татьяны Ровенской, скорее всего, продлится до конца лета, в Бурятии активизировались экологи. Против начала разработки месторождения активно выступают российский «Гринпис», организации «Байкальская экологическая волна», центр «Даурия» и Бурятское региональное объединение по Байкалу.

Локальным успехом местных экологов стало принятие рекомендаций III Международной научной конференции «Приоритеты и особенности развития Байкальского региона», финансирование которой осуществляла, кстати, компания «Металлы Восточной Сибири».

— Решение конференции и ее рекомендации, в которых содержалась поддержка проекта разработки Холоднинского месторождения, были подготовлены организаторами заранее, — рассказывает директор БРО по Байкалу Сергей Шапхаев. — Однако на заключительный этап конференции в Максимиху все начальство не поехало, а участники, которые собрались там на турбазе «Колос», приняли совсем другие рекомендации. Я предложил рекомендовать недропользователю Холоднинского месторождения, т.е. корпорации «Металлы Восточной Сибири» или ее возможному правопреемнику, следующие действия. Во-первых, законсервировать месторождение и провести его рекультивацию, во-вторых, организовать на базе месторождения учебный полигон для российских и иностранных студентов. Участники конференции меня поддержали, и такие рекомендации были приняты.

В ответ на такие «партизанские» действия ученых, когда на деньги компании «Метрополь» ей же предлагают законсервировать месторождение, в компании «МВС» заявляют, что рекультивацию месторождения (скорее всего, на средства государства) нужно проводить при любом решении правительства России.

Сегодня для экологов неважно, какой будет дисконт на покупку «Ростехнологиями» Холоднинского месторождения, самого крупного в «ожерелье» бурятских месторождений «Метрополя». Главное для них — остановить его разработку, которая сегодня несет главную угрозу Байкалу. По мнению Сергея Шапхаева, госкорпорация может позволить купить это месторождение «на будущее». Чтобы оно осталось за Россией, а не ушло к зарубежному инвестору.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях