Бизнес
2465

Планов громадье

Улан-Удэ поставили в градостроительные рамки <br>
<br>
Столица Бурятии обрела главный документ, который определит ее судьбу на ближайшие 25 лет. Горсовет на прошлой неделе утвердил генеральный план развития города

Столица Бурятии обрела главный документ, который определит ее судьбу на ближайшие 25 лет. Горсовет на прошлой неделе утвердил генеральный план развития города

Генплан принимали в немного нервозной обстановке. Депутатов торопил мэр Геннадий Айдаев, у которого на ближайшее время назначены встречи с крупными инвесторами. Без документа, определяющего векторы развития Улан-Удэ на ближайшие десятилетия, рассчитывать на привлечение крупных капиталов невозможно. Так объяснили спешку в мэрии и попросили депутатов собраться на прошлой неделе на внеочередное заседание.

— Конечно, в случае с генпланом на депутатов шло небольшое административное давление, — заявил «Информ Полису» депутат Александр Красиков. — Я голосовал против плана, потому что у меня в округе намечена точечная застройка. Предложил разбить там скверы, но мэр и остальные депутаты были против.

Зато «остальные депутаты» дружно поддержали план развития Улан-Удэ, подготовленный НИИ урбанистики в Санкт-Петербурге. Это уже третий в истории Улан-Удэ генплан, который создает этот институт. Первый появился в 1966 году, второй — спустя 20 лет. Все три документа разрабатывались под руководством одного человека — ныне доктора архитектуры, почетного академика Российской академии архитектуры и строительства Леонида Путермана.

Все пойдет по плану

Улан-Удэ рассмотрен в генплане как «столица всего бурятского Прибайкалья, являющегося центром бурятского этноса, его культуры». В ближайшие десять лет население города не превысит 400 тысяч человек. Документ предполагает развитие в столице Бурятии общественно-деловой инфраструктуры и максимальную реконструкцию деревянной застройки исторического центра. В малоэтажных домах надстроят мансарды. Для малоимущих построят доходные дома.

Реализация плана займет 25 лет. Первый этап — 10 лет. Если план будет выполнен, то Улан-Удэ, по замыслу НИИ урбанистики, превратится в один из «федерально-региональных центров финансово-экономической деятельности России». Финансовые вопросы запланированных преобразований в документе не прописаны: генплан лишь устанавливает рамки, в которых должны идти преобразования. «Дальнейшему развитию Улан-Удэ нет другой альтернативы, как последовательно становиться городом российского и международного бизнеса и туризма, образования, культуры, информатики и высоких технологий», — сказано в документе.

Прежде всего жилье

Территориально Улан-Удэ должен развиваться компактно, считают ученые. Поэтому мэрии предложено отказаться от экстенсивного размещения застройки и максимально использовать резервы и ресурсы интенсивного развития. В столице Бурятии необходимо сблизить жилые кварталы с местами, где работают люди. Это сократит нерациональные затраты на перемещение горожан. Генплан требует более эффективно использовать территорию, повысить плотность жилой застройки, создать деловые зоны в центральных и промышленных районах города.

Первоочередной задачей станет расселение семей, проживающих в аварийных и ветхих домах. Планируется ликвидировать коммуналки и переселить постоянно живущих в городе людей из общежитий. Такой образ жизни является нормальным для студентов, но не для улан-удэнцев, подчеркивают создатели генплана.

Новое жилье будут комплексно строить на юго-востоке (южнее Мелькомбината) и на юго-западе (вокруг 102-го и 113-го кварталов).

В генплан заложена необходимость массового ремонта пятиэтажек, возведенных в 70-х годах прошлого века.

Тоннели и трамваи

Большие преобразования ждут нас в сфере транспорта.

Будет восстановлено речное судоходство к Байкалу. Для пассажирских теплоходов на правом берегу Селенги возведут стационарную пристань. Дно Уды и Селенги углубят, при этом вынутый грунт пойдет на защиту от наводнений левобережной части города.

Появятся два новых моста через Уду — восточнее Батарейки и в районе поселка Гавань. Они необходимы для отвода транзитного грузового транспорта из центра. В отдаленной перспективе — строительство моста через Селенгу в створе улицы Терешковой.

План предусматривает строительство тоннеля от моста через Селенгу до улицы Революции 1905 года, а также расширение тоннелей под Транссибом на улице Ербанова. Улицу Куйбышева соединят с улицей Революции 1905 года эстакадой, которая пройдет над железнодорожными путями. Для пешеходов в этом же месте построят подземный переход. В Октябрьском районе построят тоннель на пересечении улицы Бабушкина и железнодорожной ветки на Наушки. Это позволит быстро добираться до жилых районов юго-запада (102-й, 113-й и другие кварталы).

В планах строительство обходного участка Транссиба по левому берегу Селенги. Эта ветка разгрузит вокзал Улан-Удэ от транзитных поездов.

Трамвай останется каркасным общественным транспортом. Пути проложат в новые районы на юго-западе и юго-востоке, а также в Загорск. В юго-западной части города построят еще одно трамвайное депо. Получит свое развитие и автобусный транспорт. В планах возведение двух новых парков, в которых разместят автобусы большой вместимости. Генплан предполагает создание специальных организаций, которые будут контролировать выпуск частных автобусов и маршруток на линию. Новым структурам поручат проводить предрейсовые медицинские и технические осмотры.

Два автовокзала для внешних направлений построят в районе Стрелки и около железнодорожного вокзала.

Быстро будет развиваться и международный аэропорт Улан-Удэ, который станет частью создающегося в городе логистического комплекса.

Центр логистики

На въезде в Улан-Удэ, который имеет выгодное расположение для развития грузовых перевозок, построят стоянки для фур и два логистических центра.

Первый логистический терминал федерального значения разместят на левом берегу Селенги. Место выбрали из-за близости к аэропорту и трассе М-55 «Байкал». В центре будут принимать, складировать и отправлять грузы, производить таможенную очистку, а также осуществлять информационный контроль за материальными и финансовыми потоками.

Второй логистический центр республиканского значения появится на въезде в город вдоль автодороги Улан-Удэ — Романовка — Чита. К этой территории подходят подъездные железнодорожные пути. Поэтому терминал будет обслуживаться автомобильным и железнодорожным транспортом.

Оба центра позволят закрыть въезд большегрузных фур на территорию города. Товары для города будут перегружать на маленькие грузовики, которые станут ездить по Улан-Удэ без шума и пыли.

Рядом с терминалами разместят АЗС, станции технического обслуживания, кафе, гостиницы для обслуживания водителей транзитных потоков.

Город-сад

Экологическая составляющая проходит через генплан красной нитью. Он нацелен на создание чистой зоны на всей территории Улан-Удэ. Центральные магистрали, жилые улицы, территории жилой и общественной застройки планируют максимально озеленить. Предприятия должны снизить уровень выбросов и шума, что позволит сократить охранную зону вокруг них. Тогда для строительства освободятся огромные площади.

На всей территории Улан-Удэ построят ливневую канализацию. Перед попаданием в реки дождевая вода будет очищаться.

Генплан также предполагает рекультивацию свалки на Стеклозаводе, на месте которой посадят деревья. С проблемой утилизации бытового мусора городу в ближайшие десятилетия сталкиваться не придется. Существующий полигон через 25 лет будет заполнен лишь наполовину.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях