Бизнес
3171

Иркутский губернатор предложил свой вариант газификации Бурятии

Сергей Левченко считает, что снабжать республику «голубым топливом» можно из Саянска

Фото с сайта irkobl.ru

По мнению главы Приангарья, это может придать импульс развитию Саянска и обеспечить «Газпрому» рынок сбыта, сообщает «ФедералПресс».

- Бурятию снабжать газом гораздо проще за 500 километров из Саянска, чем возить за 1500 километров из Сковородино, – заявил Сергей Левченко в интервью газете «Ведомости». – В город и производство Саянска, куда можно провести газ с Ковыкты (Ковыктинское месторождение в Иркутской области – прим. ред.) можно вдохнуть вторую жизнь. Но для этого мы должны доказать «Газпрому», что сможем обеспечить достаточные объёмы сбыта. Там можно развивать производство поливинилхлорида, а наличие «Транссиба» позволяет говорить о сжижении и развитии газохимии».

В настоящее время средний уровень газификации сжиженным углеводородным газом Бурятии оценивается в 13,3 %, отмечает «ФедералПресс» и напоминает, что глава республики Вячеслав Наговицын неоднократно поднимал перед федеральными органами власти и правлением «Газпрома» вопрос об обеспечении региона «голубым топливом».

Отметим, в декабре Москва, наконец, решила дать Бурятии газ. Тогда «Газпром» объявил запрос предложений для желающих выполнить технико-экономический анализ строительства нескольких вариантов газопровода – для газификации Бурятии и соседнего Забайкальского края. Согласно конкурсной документации, первая ветка пройдёт от «Силы Сибири» по линии «Сковородино – Чита – Улан-Удэ», вторая – от Ковыктинского месторождения на севере Приангарья по маршруту «Иркутск – Улан-Удэ – Чита». А о намерениях проанализировать, насколько обосновано строительство отвода от «Силы Сибири» на территории республики и соседнего Забайкальского края, руководство энергетической компании заявило ещё в июле.

- В 2015 году у нас запланировано выполнение прединвестиционной работы, технико-экономического анализа строительства газопровода-отвода от «Силы Сибири» для газификации Забайкальского края и Бурятии. Будут рассматриваться также варианты газификации Забайкалья и Бурятии с использованием СПГ (сниженный природный газ – прим. ред.) и СУГ (сжиженные углеводные газы), – сообщил тогда начальник управления газификации и инвестиций ООО «Газпром межрегионгаз» Олег Демешев.

Он отметил, что завершить работу над технико-экономическим анализом планируется в первом квартале, а корректировку генсхемы газификации – в апреле 2016 года. По предварительным оценкам, потребность жителей Забайкалья в «голубом топливе» составит 2,8 млрд. кубометров в год. В Бурятии этот показатель чуть выше – 3,1 млрд. кубометров.

Напомним, во время своего визита в Бурятию в апреле 2014 года экс-полпред президента России в СФО Виктор Толоконский поставил под сомнение необходимость газификации республики. В частности, он отметил, что региону проще урегулировать вопрос по цене на электроэнергию, чем завести газ, стоимость которого будет выше в разы. Вопрос отложили на неопределённый срок. Поставку газа из Иркутской области федералы сочли неприемлемой из-за отсутствия возможности проложить газопровод по дну Байкала. Не увидели перспектив и в доставке газа из Якутии.

Впрочем, уже в августе депутат Госдумы Михаил Слипенчук заявил, что такая возможность всё же есть, однако для этого требуется принять решение на государственном уровне. Он также подчеркнул, что вопрос газификации Байкальского региона – дело времени. Выходом из ситуации могло бы стать строительство газопровода в Китай через Монголию. В этом случае он прошёл бы и по территории Бурятии. Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж выступал с подобным предложением дважды, но в итоге вопрос просто «повис в воздухе».

Между тем, использование «голубого топлива» может влететь Бурятии в копеечку. Об этом, кстати, неоднократно заявлял глава республики Вячеслав Наговицын.

- Это непростой вопрос. И я уже не раз говорил, что не нужно легко к нему относиться, – рассказал он пресс-конференции в июле. – Нас давно бы газифицировали, если бы сама газификация не приводила к удорожанию энергетических активов, которые мы получаем. Имеется в виду, в первую очередь, тепло, поскольку сетевой газ при таком низком потреблении, как у нас, приведёт к тому что затраты на содержание инфраструктуры будут значительно дороже самого газа. И произойдёт то же самое, что и с электроэнергией: при получении одной гигакалории стоимость будет в 4-5 раза дороже, чем на угле. Возникает вполне логичный вопрос: куда двигаться?

В качестве ещё одного варианта рассматривался сетевой газ.

- Но тогда должно быть принято политическое решение, чтобы наши потребители получали его по фиксированной цене, допустим, 3,5 рубля, как вся Россия. А не по 17 рублей – это стоимость в Бурятии с учётом сетевой составляющей. Мы сейчас вокруг этого вопроса «крутимся». Нас поддерживают иркутяне, забайкальцы – подход у всех примерно одинаковый. Газификация Бурятии не может рассматриваться как коммерческий проект, поскольку он не является окупаемым. Она может существовать только, если вся страна возьмёт на себя «частичку» стоимости газа. У нас очень хороший аргумент: одна Бурятия не может защищать Байкал. Это должна делать вся страна, – пояснил тогда Вячеслав Наговицын.

По словам главы, для решения вопроса о газификации республики «нужна политическая воля руководства страны».

- Дело это непростое. Нужны потребители, – пояснил Наговицын. – Со своей стороны хочу сказать, что республика крайне заинтересована в этом проекте.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях