Бизнес
4961

«Это даже не проверка, а желание навредить и создать проблемы»

Бизнесмены раскрыли причины массового бегства из Бурятии

Фото russianstock.ru

В этом году республику покинул 101 предприниматель, а «прибыло» в два раза меньше – 51. Кроме того, с января по сентябрь за пределы региона «переехали» 65 юридических лиц. Среди популярных направлений – Москва, Симферополь, Иркутск и даже Чита.

В последние недели эта тема стала, пожалуй, одной из самых обсуждаемых в СМИ. Свою точку зрения на массовый исход бизнеса высказывала и налоговая служба, и эксперты. А на расширенном заседании Союза промышленников и предпринимателей 18 декабря «наболевшим» поделились уже сами бизнесмены. Оказалось, что крупные налогоплательщики уходят в другие регионы не только из-за высоких налогов и бесконечных проверок надзорных органов, а зачастую – и из-за откровенных угроз в свой адрес.

«Всё в рамках закона»

В начале заседания слово взял президент Союза промышленников и предпринимателей Бурятии, директор Улан-Удэнского авиазавода Леонид Белых.

- «Перемещение» предпринимателей – обычное явление для рыночной экономики, которое имеет под собой нормативно-правовое содержание. Это и Конституция, и гражданский, и налоговый кодексы. Сегодня главная задача предпринимателей – получение прибыли. Они хотят, чтобы им не мешали работать, хотят внятной политики со стороны правительства региона с минимизацией всяческих потрясений, – отметил Белых. – Они всё делают в рамках закона. Всё это допустимо.

Тем не менее, в Бурятии исход бизнеса начал приобретать массовый характер. К тому же «бегут» из республики не только мелкие предприятия, но и крупные строительные компании и торговые сети.

- Всем регионам России присуще подобное передвижение ИП: одни приходят, другие уходят. Другое дело – итоговый баланс. У нас он, к сожалению, отрицательный, – констатировал Леонид Белых. – Конечно, бизнес решает не столько задачу наполнения бюджета, сколько вопрос занятости населения.

Но такими темпами и с рабочими местами в республике скоро возникнут проблемы. Сегодня с этим приходится сталкиваться даже авиазаводу – одному из самых успешных предприятий республики.

Согласно федеральному закону № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», бизнесмены, которые мигрируют из Бурятии, должны платить налоги по месту «регистрации». А значит, «отток» налогоплательщиков рано или поздно «ударит» по республиканскому бюджету.

Другая сторона медали

Из-за постоянных проверок и давления со стороны контролирующих органов бизнес в буквальном смысле оказался на грани выживания. «Кошмарят» даже предприятия, которые работают не первый год, как, например, Онохойский масложировой комбинат.

- Наша продукция востребована у покупателей. Но, как говорится, не нарушает тот, кто ничего не делает. У нас тоже есть недостатки. Мы их исправляем. Сегодня работаем по предписанию, все его пункты выполнены, как и положено, до 25 декабря, – рассказал директор комбината Андрей Кунгуров. – Но, несмотря на это, выпуск продукции приостановлен. А во все СМИ и торговые сети разосланы информационные письма. Получается мощная антиреклама, потеря 60-80 тонн продукции примерно на 10 миллионов рублей. Потеряна и налоговая база.

Люди, которые работали на комбинате, временно остались без рабочих мест и, соответственно, без заработной платы.

- Хотелось бы, чтобы на это обратили внимание, ведь другая сторона медали никому не заметна, – добавил Андрей Кунгуров. – Такие «точечные удары» только усугубляют положение дел. И возникает вопрос: может, и вправду зарегистрироваться в другом регионе, где отношение немного иное?

«Продукт был сфальсифицированным»

Отметим, в конце ноября на Онохойском масложировом комбинате и в самом деле провели проверку по жалобе покупателя. По результатам лабораторных исследований Роспотребнадзор установил в масле наличие растительных жиров. Это, как отметили тогда в ведомстве, «не соответствует требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию, а также государственным стандартам».

В ходе заседания представитель Роспотребнадзора прокомментировал заявление директора предприятия.

- Может создаться впечатление, что масло очень вкусное и Роспотребнадзор решил просто провести проверку. Но всё-таки были объективные нарушения. Продукт не то что не соответствовал требованиям – он был сфальсифицированным, – подчеркнула замруководителя ведомства Елена Кузьмина. – И потому все мероприятия осуществлялись в соответствии с утверждённым регламентом. Есть механизм возобновления документов, которые были временно отозваны. А вообще, хочется сказать, что количество обращений граждан с каждым годом увеличивается, и около 60 % из них как раз касаются некачественных товаров.

При этом, по словам Кузьминой, число претензий со стороны покупателей в адрес производителей молочной продукции за год возросло в семь раз. Замглавы Роспотребнадзора посоветовала предпринимателям сделать выводы.

Забота и... давление

Руководитель ООО «Рыбзавод Байкал», известный в республике предприниматель Вадим Бредний рассказал шокирующие подробности давления на свой бизнес со стороны фискальных органов.

- Идёт отток предпринимателей и организаций с переходом в другие регионы, они меняют юридические адреса. И если мы этот «тренд» не остановим общими усилиями, он будет продолжаться. На примере своего завода могу сказать: мы три года назад приобрели его, модернизировали и реконструировали. Но пришла проверка – и мы сразу почувствовали весь пресс и «заботу» государственного налогового органа: налоговая инспекция сделала выемку всех документов с привлечением сотрудников ОБЭП МВД, назначила экспертизы... Кое-как разобрались, в чём причина, как мы говорим, такого «наезда»: якобы поставщики являются фирмами-одноневками из Владивостока, – рассказал Вадим Бредний.

«Сидите смирно»

Руководство предприятия никакой информацией о фирмах-однодневках не владело: заключило с поставщиками контракты, через банк перечисляло деньги, товар получали автомобильным и железнодорожным транспортом.

- Ветеринарные справки все имеются, всё складировалось и перерабатывалось, люди получали и получают заработную плату. Нам теперь говорят: «Вы молодцы! Заплатили все налоги. Но там какие-то ребята за прошлые периоды что-то недоплатили». Я сказал, что ничего не знаю, сам-то ведь всё заплатил, – поделился Бредний.

«Навесить» на предприятие чужой долг в десять миллионов – это фактически обанкротить его, добавил Вадим Бредний.

- В условиях закредитованности это очень крупная сумма. И методы, которые применяются при выемке документов, указывают на то, что никто не собирается щадить бизнес и прислушиваться к нему. Идёт «удушение». Вот и всё, – контактировал предприниматель. – Думаю, здесь имеют место быть не обычные проверки. Это напор и желание не просто «содрать» деньги, а навредить бизнесу, создать проблемы. «Или мы проблемы создадим, или вы не будете дёргаться. Сидите смирно. Никуда не пишите, не звоните, нигде не выступайте». Наши юристы называют эти действия налоговых органов «злоупотребление правом». Да, есть право на проверку. Мы не отказываемся. Но каким путём? На моём заводе директор работает по контракту. Она из Красноярска. Говорит, что такого пресса, такого нечеловеского подхода она нигде не видела.

Вадим Бредний отметил, что контролирующим органам «есть над чем задуматься» и при таком раскладе ничего хорошего бизнес республики не ждёт.

- Почему убегают в Крым, в Москву, во Владивосток? Да потому что там нет такого пресса, такого давления, – заключил он.

«Их «кончили», не с кем работать»

От имени всех строителей на заседании выступила руководитель ОАО «Бурятгражданпроект» Наталья Грязнова.

- У меня такое впечатление, что в последние годы строительную отрасль республики просто хотят уничтожить. Один за одним «вылетают» подрядчики. Сейчас вот «Китоем» занялись (infpol.ru сообщал об этом - прим. автора), причём занимается нами не только налоговая, но и ОБЭП, и Счётная палата – вплоть до ФСБ. Вина не доказана – людей сажают куда-то в тюрьму на два месяца. Потом под домашний арест. Даже по телефону поговорить невозможно. А у фирмы – серьёзные стройки. Кому выгодно «кончить» компанию, которая чуть не последняя в республике может строить серьёзные объекты? – возмутилась Наталья Грязнова.

По её словам, в республике остались в основном мелкие фирмы: крупные компании Бурятию давно покинули.

- Их «кончили», не с кем работать, – резюмировала она.

Давайте жить дружно?

В республиканском управлении ФНС выразили желание наладить сотрудничество с предпринимателями – чтобы снизить напряжённость.

- Мы открытая и доступная организация. Мы приглашаем предпринимателей, чтобы они дали пояснения, почему отчётность не сходится. И потом – выработка конкретных предложений, не усугубляя и не уходя в налоговые проверки, – отметил замруководителя налогового ведомства Доржа Сыбиков.

В итоге бизнесмены пришли к выводу: бороться с «давлением» нужно совместными усилиями. И хотя каждый стремился рассказать о «наболевшем», смысл всех выступлений сводился к одному: если фискальные органы не ослабят «хватку», бизнес продолжит «бегство» из Бурятии.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях