Бизнес
4301

Новое министерство России пока не знает о Бурятии

В Хабаровске прошла встреча журналистов из 10 регионов Сибири и Дальнего Востока с представителем нового министерства, которое появилось в нашей стране недавно. С корреспондентом infpol.ru побеседовал заместитель министра развития Дальнего Востока Олег Скуфинский

Фото Марк Агнор

В начале он кратко рассказал о деятельности министерства и о стратегии развития Дальнего Востока (ДВ).

- Это один из первых опытов, когда собрались федеральная и региональные власти, СМИ, студенческая и технологическая среда – это действительно те факторы роста, которые должны обеспечить успех. Конечно, оценивать те решения,  которые были приняты правительством страны в отношении курса развития, мне бы не хотелось, – начал Олег Скуфинский. - Мы просто подхватили эстафетную палочку от наших предшественников, которые работали до нас в министерстве. Коллеги  определенную работу провели, систематизировав все инвестиционные и региональные проекты, инфраструктурные задачи, пусть даже не профинансировав, пусть даже так, определенная работа была сделана. Мы эстафетную палочку подхватили, и чуть больше, чем за полгода, нам удалось кое-что сделать. Первое, на чем мы сконцентрировались – нельзя развивать Дальний Восток без полномочий. Потому что при наличии профильных министерств, каждое из которых отвечает за свою зону ответственности, министерство, у которого нет полномочий, это такая, знаете, английская королева. Она может быть и важная и важно звучит, но вот реально задачами управляют какие-то другие службы. Поэтому первое, на чем мы сконцентрировались – это получение полномочий у министерства.

Эта работа была завершена 28 марта, и сегодня у Минвостокразвития есть очень важные полномочия, связанные с согласованием.

- Без нашего согласования не выходит ни одна целевая программа, – признался замминистра. - Это, на наш взгляд, принципиально важно. Акценты деловой жизни смещаются на Дальний Восток, а реально если посмотреть, то у ФГЦП ( федеральной государственной целевой программы) этот приоритет совершенно не поддерживается. Мы при анализе вскрыли вообще вопиющие случаи, когда финансирование у нас до 140 раз меньше, чем по России, а в целом ряде программ это финансирование вообще нулевое. Поэтому наше согласование по ФГЦП очень важно. То же самое касается инвестиционных программ госкорпораций и корпоративного сектора. Тоже достаточно серьезные инвестиционные ресурсы в них заложены.

Территории опережающего развития

Следующее полномочие нового министерства - создание и развитие территорий опережающего развития (ТОРов), «не размывая ни бюджетные, ни интеллектуальные ресурсы».

- Я хочу обратить внимание, что мы не планируем подменять другие органы власти, которые уже существуют. Мы концентрируемся на ТОРах, инвестпроектах и, так называемых, гринфилдах, которые надо создавать, – подчеркнул высокопоставленный чиновник.

Третье – это конкуренция. Один из сегментов конкуренции – это госзакупки, корпоративные закупки.

- У нас на Дальнем Востоке только таких закупок в год около 130 млрд рублей. И если выполнить решение федерального закона о том, что малый и средний бизнес должен иметь квоту в госзакупках до 18 процентов, то объем инвестиций, которые могут влиться в экономику – это порядка 30-35 млрд рублей. Это очень серьезные инвестиции. По прошлому году эта квота была около 1,5-2 процентов. Не говоря уже об эффективном расходовании бюджетных средств, и энергоресурсов – это сегмент очень важный, мы такое полномочие тоже получили, – сообщил Олег Скуфинский.

Есть у его ведомства и полномочия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Потому что ТОРы – это фокус на крупного инвестора, но, в основном экономика базируется на малом и среднем предпринимательстве. Еще одно важное полномочие - улучшение качества инвестиционного климата. Сейчас внедряется стандарт по инвестиционному климату, внедряется дорожная карта предпринимательской инициативы.

Но реализовывать полномочия без наличия соответствующего ресурса, не только административного, но и финансового, тоже невозможно. Поэтому новое министерство сконцентрировалось на работе по переформатированию ФГЦП. 30 апреля  Минвостокразвития внесло в правительство новый федеральный проект.

- Основной фокус изменился в том, что мы в качестве приоритета деятельности определили крупные инвестиционные проекты, которые максимально дают эффект для экономики ДФО. Так называемые точки роста: и по объему добавленной стоимости, и по объему налоговых поступлений, и по объему привлеченных частных инвестиций, и по объему человеческого потенциала. Это как раз те инвестпроекты, которые мы проанализировали, их там более 400, – рассказал Скуфинский. - И на сегодняшний день в коротком списке 23 крупных проекта, которые как раз отражены в проекте государственной программы.

Подробнее о ТОРах

ТОРы - это новые проекты, которые планируется создавать на территории ДФО. Это индустриальная площадка, территория, которая упакована инфраструктурой, в которой решены все вопросы, связанные с землей, с имуществом.

- Где абсолютно клиентоориентированная модель управления, то есть очень быстрые по скорости принятия инвестиционных решений, и абсолютно конкурентная по отношению к странам АТР. Вот это суть ТОРов, – объяснил замминистра. - Это лучшее место на Земле по условиям ведения бизнеса.

Выяснилось, что для того, чтобы спроектировать территорию опережающего развития, чиновники проанализировали условия ведения бизнеса в странах АТР, и профиль эффективности заложили в закон.

- Если мы создадим такие условия – то это будут лучшие условия для ведения бизнеса, – обещает Скуфинский. - Естественно, инвесторы голосуют всегда деньгами, инвесторы очень прагматичны. Они приходят туда, где выгода максимальна, а риски минимальны.

Чиновники нового министерства осмотрели около 300 площадок во взаимодействии с региональными коллегами. Сегодня около 30 площадок в коротком списке, и их тоже включили в государственную программу.

Система управления

Новое ведомство предложило создать 4 института. Первый – это Фонд Развития Дальнего Востока, второй институт - структура, которая будет заниматься девелопментом. Третий - структура, которая будет заниматься человеческим капиталом, и наконец, структура, которая будет привлекать инвесторов и локализовать их на территории.

- Мы считаем, что это оптимальная система управления теми процессами, которые должны возникнуть у нас на Дальнем Востоке. Ну, и наконец, мы проанализировали 40 ФГЦП, по каждой из них сформулировали свою математическую позицию. Эту позицию доложили председателю правительства. Сказали, что финансирование Дальнего Востока совершенно не соответствует в финансированию по России в среднем, предложили каждому из председателей власти выделить специальный раздел – «Дальний Восток». И конкретно, публично, для всех написать как наши коллеги планируют его развивать, какими мероприятиями, в каком объеме, с каким финансированием, – рассказал Скуфинский. – И, собственно, эта работа сейчас на особом контроле у нас, и у председателя правительства и у Юрия Трутнева. Мы находимся в каждодневном диалоге с нашими коллегами в правительстве.

Разные рубли

О том, что этот диалог не простой, Олег Скуфинский открыто признал и привел простой пример. К 1 мая все должны были представить предложения. Единственный орган, который дал предложения – Минтранс.

- Как бы это ни было парадоксально, другие 16 органов власти написали кучи обоснований, почему не надо выделять раздел «Дальний Восток». Но у нас идет сфокусированная работа, и мы просто хотим сказать, что это огромный ресурс его развития. Потому что все мы знаем, что у нас рубль на ДВ и рубль в средней полосе России – совсем разные рубли, это разные деньги, – эмоционально отметил замминистра. - Чтобы выровнять условия ДВ и России в целом, нужно добиться инвестиций в 430 млрд рублей, а чтобы достичь опережающего развития – в 600 млрд. Это те задачи, над которыми мы концентрируемся эти полгода.

За полгода сотрудникам нового министерства пришлось лично объехать все дальневосточные территории, в некоторых Скуфинский был по несколько раз, провел очень много обсуждений с бизнесом, экспертами и с административными командами.

- На сегодня есть понимание, что такое ДВ. Оно ясное, устойчивое, неоднородное, и это конечно хорошо. Наши регионы достаточно разные, и со своим менталитетом, и со своими особенностями, и со своей отраслевой спецификой. Поэтому вопрос выделения таких фокусов конкурентного преимущества – это конечно очень важный вопрос. Здесь мы полагаемся на очень тесное взаимодействие с региональными командами, – заключил Скуфинский.

На кадровое развитие ДВ планируется выделить 140 млрд рублей. Наверное, впервые человеческий капитал выделяется в отдельный департамент в министерстве, в отдельное специальное автономное учреждение и в очень серьезные бюджетные ресурсы. Далее замминистра по Дальнему Востоку привел удручающие цифры из программы развития культуры и туризма 2013-2020 года.

- В 140 раз подушное недофинансирование, финансирования у нас «ноль» на ДВ по отношению к другим регионам России. Развитие здравоохранения - в 24 раза подушное финансирование меньше. Социальная поддержка граждан – в 9,8 раз меньше. Развитие промышленности, повышение конкурентоспособности – в 5,6 раз меньше. Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами в РФ – в 2,3 раза меньше. Госпрограмма по сельскому хозяйству и регулированию рынка сельхоз продукции – в 2 раза меньше. Экономическое развитие и инвестиционная экономика  – в 2,2 раз меньше. Это медицинский факт, анализ госпрограмм. Конечно, как же мы здесь ДВ будем развивать, если инвестиции министерства сельского хозяйства в Центральный Федеральный Округ – 55 млрд рублей, а в ДФО – 5 млрд рублей, – задался вопросом Скуфинский.

Он рассказал о том, что на Питерском экономическом форуме было голосование в молодежной среде: «Готовы ли вы переехать на ДВ? Какая мотивация для вас самая главная?».

- И, удивительно, что первая и главная мотивация – это вовлеченность. Вовлеченность в те процессы, которые сегодня власть организует. Вовлеченность в управленческую модель, в то, «что от меня что-то зависит». На втором месте жилье. Вот это, наверное, важный фактор роста, который мы недоучитываем, потому что сегодняшние десятиклассники, студенты, они уезжают и в АТР, и в другие страны – признал Скуфинский.

Для вовлеченности в Минвостокразвития создан целый отдел социальных проектов и общественных инициатив.  

- Те 560 млрд, которые заявлены в федеральной программе – их еще надо получить, поэтому здесь говорить о том, что мы получим бюджетные инвестиции завтра – означает дезориентировать себя и все общество. Денег в бюджете очень немного, поэтому ориентация на частный капитал, и на то, что мы все проекты проанализировали, то, что на один рубль бюджетных инвестиций мы привлекаем 17 рублей частных. Мы анализировали инвестиционный проект по ДВ, там на бюджетный рубль в лучшем случае рубль частный, а очень часто – 10 копеек частных, 30 копеек частных. Это, знаете, очень странная бизнес-модель, я бы сказал расточительная, – отметил Скуфинский.

Со стороны бизнеса

От бизнеса прозвучало интересное мнение директора дальневосточного филиала «Мегафона» Андрея Левыкина.

- Если сравнить с центральной территорией России – любая стройка здесь умножается на 3. И нам на самом деле очень непросто выбивать инвестиции, чтобы строить здесь, на Дальнем Востоке, – признался Левыкин. - И если сравнивать абсолютные значения доходов населения Камчатки и любого центрального региона, они будут несопоставимы. Тем не менее, мы и в том, и в этом, и в следующем году инвестиции не уменьшаем. Инвестиции в ДВ сравнимы с тем, что мы делаем в центральной части России. Но мы сейчас говорим о ТОРах, о том, что какие-то компании приходят на своих благоприятных условиях и начинают развивать производство. При этом надо, чтобы эта компания была создана здесь, она здесь работала и начинала все с нуля, но есть же масса компаний, как МегаФон, например, которые тоже могут вкладывать в ДВ. Если бы нам тоже давали какие-то льготы, какие-то привилегии, нам было бы проще защищать кейсы у своих акционеров, и мы бы могли еще больше вкладывать в развитие региона.

После этого, мы и наши читинские коллеги не могли не задать вопросы о том, какое место наши регионы  занимают в этой стратегии развития, поскольку федеральная целевая программа называется «Социально-экономическое развитие ДВ и Байкальского региона». К сожалению, пока мы услышали только то, что в списке инвестпроектов есть ряд проектов в Забайкальском регионе.

- Эта поддержка выражается в том, что мы уже и в Сибири ТОРы планируем создавать, и в Крыму, и на Северном Кавказе. Резюмирую: по инструментам Байкальский регион в повестке, по нашему вниманию – у нас немножко другое название. Но мы готовы! Я, кстати, не так давно встречался с губернатором Забайкальского края, мы обсуждали вопросы, связанные с геологоразведкой, с логистикой и у нас сейчас формируется программа мер по его инициативе. Мы все инициативы поддерживаем, – ответил Скуфинский.

На наш вопрос, как быть с развитием Бурятии, учитывая, что у нас водозаборная территория Байкала, и большинство наших рек питает озеро, замминистра ответил так:

- Вы знаете, я сейчас ничего не могу сказать. Про Дальний Восток могу, про разные территории, потому что я их знаю, может быть не детально, но я их проехал, общался со многими специалистами и понимаю специфику практически каждой территории. Здесь ничего не могу сказать. Но вы как СМИ можете инициировать повестку и выносить ее на правительство, для того, чтобы вы не оставались в стороне от тех процессов, которые сейчас происходят. Это важно! А дальше уже наверняка отклик будет. Естественно, озеро Байкал – это мировая жемчужина, здесь должно быть все правильно, комплексно и сбалансировано.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях