Рынок госзаказа в настоящее время для многих компаний - единственный платежеспособный заказчик, если учитывать грустную ситуацию в экономике. Тем более, что в 2017 году наметилась положительная тенденция по увеличению объемов со стороны государства.

Также с 2015 года у заказчиков наметилась тенденция дробления заказа на множество контрактов. У поставщиков, в свою очередь, дефицит денежных средств на приобретение материалов, да и система кредитования в банках оставляет желать лучшего. Обычно сейчас объявляется множество тендеров. Например, на ремонт подъезда больницы, ремонт крыши и т.д.

Когда появляются крупные тендеры – предприниматели буквально «набрасываются» на них и начинают невероятным образом демпинговать цены. Неудивительно, что результат зачастую не устраивает самого заказчика. Потому что ему непонятно, как он будет его выполнять. Ну и как противодействие этому – дробление закупок.

Чтобы подробнее разобраться в теме госзакупок корреспондент infpol.ru узнал реальные способы защиты предпринимателей у специалистов своего дела - арбитражного юриста, специалиста по договорному праву, члена палаты налоговых консультантов России Бато Дабаева и специалиста по закупкам Александра Шапошникова.

Как правильно спорить с госзаказчиком

«Запрос на разъяснение. Инструмент, который имеет большую силу и который мало используют»

Для многих действующих предпринимателей и компаний в нашем регионе спор с государственным или муниципальным заказчиком означает ситуацию, когда вы «проиграли» в аукционе или вам отказали в удовлетворении жалобы.

Однако не многие задумываются о том, что грамотный законный спор с этими заказчиками начинается намного раньше, на самом первом этапе. После того как заказчик разместил на электронной «площадке» аукционную документацию, любой предполагаемый участник может изучить техническое задание к контракту, сам контракт и быть не согласным с тем или иным пунктом.

При спорах с заказчиком важна оперативность! Нужно быть начеку!

До окончания срока подачи заявок любой предприниматель имеет право подать запрос на разъяснение заказчику с требованием исключить из технического задания, например, пункт, который ущемляет «Закон о защите конкуренции», ФЗ-44 «О госзакупках» и другие нормативные акты. В таком случае заказчик обязан ответить на разъяснение. Если предприниматель не согласен с его ответом, он снова может обратиться с запросом и настаивать на своих требованиях: привести аукционную документацию в соответствие с требованиями действующего законодательства. Например, исключить какой-либо пункт, разъяснить непонятные значения технического задания, вывести в отдельный лот не взаимосвязанный товар и т.д.

Реальная практика показывает: что запросы на разъяснение работают

Если предпринимателю так и не привели аукционную документацию в соответствие с действующим законодательством, обращаемся в контрольный орган. Например, в УФАС Республики Бурятия и ссылаемся на пункты, которые ущемляют конкуренцию и т.д. Если вам отказал антимонопольный орган, то «бежим» в арбитражный суд.

Главное, в данном споре, соблюсти процедуру, знать и уложиться во все сроки подачи запросов на разъяснение жалоб.

На что обратить внимание

Для того, чтобы аргументировано спорить необходимо знать 44-ФЗ. Однако данный нормативно-правовой акт очень объемен и сложен. Поэтому юрист Бато Дабаев и специалист по закупкам Александр Шапошников в формате вопрос-ответ дополнительно рассказали о наиболее частых вопросах, которые задают им предприниматели.

- Может ли заказчик отклонить по второй части заявок электронного аукциона 44-ФЗ, если участник имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетные системы Российской Федерации?

- Да может.

- А как? Ведь по 44-ФЗ заказчик не вправе требовать от участника предоставления в составе заявки справки о состоянии расчетов с бюджетом.

- Все очень просто. Заказчик может взять информацию с открытого источника, например, с сайта nalog.ru. Если окажется, что на день рассмотрения заявок у участника не уплачены налоги, то заказчик может отклонить заявку.

Какой срок оплаты по контрактам 44-ФЗ для поставщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства?

- С 1 мая 2017 года срок составляет 15 дней. Если в документации установлен срок, как раньше 30 дней, то можно смело подавать запросы, жалобы и заставлять заказчика исправлять документацию.

- Выиграли электронный аукцион по 44-ФЗ. Не успеваем предоставить обеспечение исполнения контракта. Каким образом, можно продлить время заключения контракта, ведь с момента его отправки заказчиком есть всего 5 дней?

- Можно оформить протокол разногласий, причем сделать это можно несколько раз.

- В каких случаях можно оформить протокол разногласий?

- В целях продления времени подписания контракта можно найти любой формальный повод для протокола разногласий. Например, смена обслуживающего банка, смена номера телефона, электронные адреса и другое.

- На какой максимальный срок можно продлить подписание контракта?

- До 20 дней. Нужно учитывать, что 10 дней дается на подписание контракта участником и 10 дней заказчиком. Поэтому вы забираете время у заказчика.

- Может ли заказчик не принять банковскую гарантию?

- Да, это самый простой способ не подписания контракта заказчиком. Поэтому поставщику нужно быть начеку. Если заказчик отклонит банковскую гарантию, то деньги за участие уйдут к заказчику. А далее через УФАС придется очень долго доказывать, что вы добропорядочный поставщик и не собирались стать уклонистом.

- Как избежать того, что заказчик отклонит подписание контракта по причине непринятия банковской гарантии?

- Нужно согласовать текст банковской гарантии с заказчиком.

- Какие требования к поставщику для предоставления банковской гарантии в 2017 году?

- Обычно эти требования формулируются Центральным Банком, сами же банки уточняют свои требования в виде своих стоп-факторов и набора документов. Таких как:

  • срок фактического существования не менее трех месяцев;
  • наличие опыта исполнения госконтрактов;
  • отсутствие арбитража и исполнения производств более 25% от балансовой стоимости активов.

Чем больше сумма требуемой банковской гарантии, тем увеличены требования к участникам.

- Можно ли вернуть комиссию за банковскую гарантию, если она не пригодилась?

- Нельзя.

Как подать жалобы

- Что должна содержать жалоба на действия или бездействия заказчика?

- Правильно составленная жалоба, как правило, содержит наименование, если это юрлицо – местонахождение, ФИО,  для физлица - место жительства, почтовый адрес, номер контактного телефона. И самое главное, действие или бездействие, которого обжалуются.

Важно указать закупку, за исключением случаев обжалования действий или бездействия оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. Если подал представитель, должна быть приложена доверенность или другой подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

- Когда жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения?

  1. жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
  4. по жалобе на те же действия или бездействие принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней со дня даты поступления жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок, в день принятия решения о возвращении жалобы, сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин ее возвращения.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Также, лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом.

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению, контрольный орган в сфере закупок, в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы, размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании. А также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы.

- Может ли контрольный орган, к примеру, УФАС по Бурятии, приостановить аукцион?

- Конечно, может. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы, по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе.

- Предприниматель не согласен с результатом жалобы. Что дальше?

- Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Безусловно, это только часть способов спора с госзаказчиком по 44-ФЗ. Однако вышеуказанные методы реально применимы на практике и могут быть использованы предпринимателями.