5 июня сооснователь сети магазинов «Цифра Гаджеты» Андрей Шагжитаров в своем влоге открыл серию небольших интервью с предпринимателями из Сибири. Бизнесмен собирается поднимать актуальные вопросы тревожащие бизнес-сообщество. И выяснить, по каким причинам кто-то «стреляет», а кто-то стагнирует на одном месте.

Первым экспертом влога стал Дугар Баяртуев, основатель и директор веб-студии Garant Park.

- Я познакомился с ним много лет назад. По-моему Дугар один из самых упорных, талантливых, трудолюбивых людей в индустрии IT. Самое главное, у Дугара «оpen mind» –«открытый ум», - представил в начале выпуска Андрей Шагжитаров.

Вначале эксперт рассказал об услугах своей компании, планах. После этого речь зашла о продвижении малого бизнеса в интернете. Андрей Шагжитаров взял на себя роль журналиста.  

- Возьмем какой-нибудь бутик в ТЦ «Galaxy», что нужно этому предпринимателю, чтобы увеличить свои продажи через интернет?

- Продвижение может быть разным. Самое простое, начать с социальных сетей. Это наименее затратное действие. Собирать там людей, фотографировать свои товары, проводить конкурсы, «генерить» контент - это один способ. Второй способ, который не доступен большинству бутиков и маленьким компаниям, у которых нет достаточного бюджета, это создать интернет-магазин и с помощью него вести SMM (маркетинг в социальных медиа - прим. ред.).

Горожане нуждаются в ценах, фотографиях, наличия товара на складе. Но сейчас они вынуждены за отсутствием такого функционала тратить свое время. Думаю, в будущем каждая маленькая фирмочка оцифрует свои товары и выложит в интернет. Таким образом, люди легко смогут находить интересующие их товары. А это произойдет тогда когда появятся какие-нибудь дешевые средства интернет-торговли.

- Какие тренды сейчас в Digital и вообще в бизнесе?

- В Digital уже пару лет развивается такой тренд, как сквозная аналитика. Когда бизнес пытается замерить прибыльность своих рекламных компаний по каждому каналу. Это может быть визитка, баннер, сайт, контекст в Яндексе или в Гугле, РСЯ или таргетинг, в «Вконтакте» или в «Фейсбуке». То есть каналов множество, а куда лучше всего инвестировать деньги? Такой вопрос сейчас встает перед бизнесом.

В больших городах, это все уже давно актуально. Есть множество сервисов, компаний, которые это делают. В Улан-Удэ все сложнее, потому что сервисы, которые помогают вести такую аналитику достаточно дорогие – от 4 тыс рублей в месяц. О чем говорить, когда у наших компаний бюджет на рекламу – 4 тыс рублей в месяц.

- Как маленькие компании могут конкурировать с большими. Вот, федеральные компании пришли, H&M, например. Как можно конкурировать с помощью интернета?

- Наш город достаточно специфический в плане продвижения в социальных сетях. Поэтому этим надо пользоваться. Смотреть на успешные кейсы. Например, как магазины «Цифра гаджеты», INSPIRE. Ребята хорошо продвигаются в социальных сетях, в «Вконтакте», «Инстаграме», с минимальными вложениями и получают результат. В этом и есть конкурентное преимущество перед большими федеральными сетями, которые в каждом малюсеньком городе не ведут свой паблик. С аудиторией не общаются так плотно. Поэтому пока вы маленькие, пока у вас нет разветвленной сети по стране, надо этим пользоваться активно. Самостоятельно, изучать инструменты продвижения в социальных сетях. Не обязательно идти в какие-то Digital агентства, фрилансеров искать, которые сдерут с вас деньги, и в итоге никакого результата вы не получите. Потому что у фрилансера компетенция примерно такая же, как будет у вас через месяц просмотра разных курсов. Поэтому если есть время и желание, самый хороший способ самообучаться, купить какие-нибудь курсы или бесплатно их скачать, пройти. Месяц делов, и вы уже новичок средней руки, который может сам себе что-нибудь сделать. Ну а дальше больше. Если вам нравится ваш бизнес и вас не тошнит от вашего продукта, тогда у вас все получится. А если этих двух компонентов нет, тогда лучше бросить все и не светиться, сидеть где-нибудь в углу «Galaxy».

- Возможны ли в Бурятии реальные IT стартапы, которые могут стать успешными?

- Конечно, возможно. Это зависит больше не от Бурятии, а от людей, которые это делают. Очень плачевно, что таких людей на сегодняшний день мало. Можно сказать, нет. Многие пробуют. Но пока сложно сказать, что у кого-то какой–то впечатляющий результат есть. Но я думаю, что в ближайшее время эти результаты проявятся.

- А что им мешает?

- Эти же люди сами себе мешают, в основном. Ни инфраструктура, ни экономическое положение, ни кризис, ни политические течения в Бурятии.

- Посоветуй книги, которые ты рекомендуешь прочитать.

- Дэвид Рок «Мозг. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок». Она описывает, как человеческий мозг работает. Есть лимбическая система, есть префронтальная кора неокортекс. В общем, это две части мозга. Они постоянно друг с другом бьются. Одна говорит, не работай, другая говорит, работай, потому что тебе это надо. В книге описаны физиологические процессы лени, большой энергичности, мотивации. Очень помогает разобраться в природе тех действий или отсутствия действия, которые у тебя в жизни бывают.

Также есть книга «Сила привычки» Чарльза Дахигга. Например, вы хотите учиться, расти, развиваться и это ужасно - неохота, больно. А почему больно? Потому что у вас нет такой привычки. Все новое дается тяжело. Чтобы образование и саморазвитие давалось проще можно изучить методологию формирования привычек.

После этого молодые люди перешли на тему, что делать молодому программисту в глубинке и как ему «прокачаться».

infpol.ru планирует и дальше делать обзор влога. Отметим, местные предприниматели часто делают интересные обзоры электроники, обсуждают животрепещущие проблемы предпринимателей и устраивают конкурсы для своих подписчиков.