Рынок бытовой техники и электроники замер в ожидании масштабных перемен. Не лучших в своей истории. Вслед за федеральной сетью «Эльдорадо», о чем «МК» писал летом нынешнего года, группа компаний «Сафмар», принадлежащая семье олигарха Гуцериева, готова приобрести еще одну федеральную сеть бытовой техники и электроники — «М.Видео».

Об этом накануне сообщило информационное агентство «РБК».

По данным агентства, бизнесмен Михаил Гуцериев договорился о покупке «М.Видео» и готов приобрести 100 процентов акций сети за 1,26 миллиарда долларов США. «РБК» заключает, что в результате такой сделки «Сафмар» может получить контроль над рынком продаж бытовой техники в России. Как это отразится на ценах бытовой и электронной техники Бурятии и что делать покупателям, разбирался корреспондент «МК».

Напомним, что в Бурятии представлены не все ведущие федеральные сети бытовой и электронной техники: «Техносила», которой также владеет семья Гуцериевых, до нас так и не добралась. Зато в избытке имеются выкупленные «Сафмаром» магазины «Эльдорадо» и «М.Видео».

Ожидается, что сделка по продаже последней будет завершена в ближайшие месяцы. Заявка на ее одобрение уже направлена в федеральную антимонопольную службу России, и, по мнению экспертов, она будет одобрена с рядом ограничений. Под ограничением, судя по всему, подразумевается прекращение деятельности на части торговых площадей в ряде регионов России, там, где совокупная доля этих компаний превышает 35 процентов рынка бытовой и электронной техники.

Остается понять, какую долю рынка в республике за Байкалом занимают «Эльдорадо» и «М.Видео», которые пусть и работают под разными вывесками, теперь фактически принадлежат одному хозяину — группе компаний «Сафмар»?

Так вот, в Бурятии «Эльдорадо» представлена пока четырьмя крупными торговыми точками, «М.Видео» — двумя. По мнению собеседника «МК», доля этих компаний составляет около половины рынка, а, стало быть, оптимизации сети после продажи «М.Видео» семье Гуцериевых в Бурятии будет не избежать. Включая вероятность закрытия некоторых торговых точек и увольнения сотрудников убыточных магазинов. 

Заметим, что предложение бытовой и электронной техники в Бурятии значительно превышает спрос, в результате чего участники рынка вынуждены вести свой бизнес балансируя на грани рентабельности и пребывая в перманентной оптимизации. Стоимость этой группы потребительских товаров, большую часть которой приходится покупать за валюту, искусственно занижена. Привести ценники в соответствие с ростом курса долларов не дают владельцам бизнеса высокая конкуренция и низкая платежеспособность населения, особенно в Бурятии.

Но так было еще вчера, когда ведущие федеральные сети бытовой и электронной техники находились в разных руках. С покупкой семьей Гуцериевых «Эльдорадо», а сейчас и «М.Видео» мы получим монополиста со всеми вытекающими из этого последствиями для наших семейных бюджетов. Не говоря уже о закрытии планово убыточных магазинов и, как следствие, неопределенности с правами покупателей по гарантийному ремонту и обслуживанию техники, приобретенной в магазинах «Эльдорадо» и «М.Видео».