Бизнес
4635

Предприниматели об «Алтаргане-2016»: Продажи на Сурхарбан были лучше

На чем сделал выручку малый бизнес в праздник

Фото: Анастасия Аюшеева, Лидия Борисова

Ко дню празднования международного фестиваля «Алтаргана-2016» тщательно готовились не только участники конкурсов, артисты и чиновники, но и мелкие предприниматели.

- По данным таможенной службы и пограничного контроля 29, 30 июня и 1 июля российско-монгольскую границу пересекло 5 500 человек. Это превышает ежедневную норму в два раза, - сообщил министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков.

По ожиданиям малого бизнеса, именно этот праздник должен был принести «быстрые деньги» и хороший доход. Насколько сбылись мечты предпринимателей, на выходных узнал корреспондент infpol.ru.

Вода и буузы

Общепит готовился к «Алтаргане» за месяц до мероприятия. Предприниматели закупали или брали в аренду холодильное оборудование, плиты, столы и стулья. Заранее делали заявку на продукты.  

- В эти дни одновременно работает 4 точки на ФСК и на Центральном стадионе. Внутри стадиона работает разносчик. Он предлагает воду, выпечку, мороженое. Это удобно для зрителей. Не надо выходить. Особенно оценили те, кто с детьми и пожилые люди, - рассказала директор кафе Физкультурно-спортивного комплекса Наталья Алексеева.

В общем, от кафе по городу работало 30 человек.

- Наши ожидания оправдались. Многие клиенты нас знают. Мы работаем пятый год. Конечно, расходы на сырье выросли, но работать надо, - отметила она.

По словам кассиров из закусочных самым ходовым товаром в эти дни были буузы и холодная вода.

- Среди покупателей много монголов. В основном, берут буузы. Часто говорили слова благодарности после еды, - делает акцент руководитель закусочной, расположенной на территории Центрального стадиона Владимир Имыхелов.

По словам предпринимателя, доход в праздники он получил не столь большой, как ожидал.

- На Сурхарбане больше людей бывает. Наши ожидания сбылись только на 40%. А точнее, вышли на рентабельность и сверху 20% выручки, - отметил он, и добавил. - Видимо, с кризисом у людей мало денег. Кто-то желает дома покушать. Экономят семейный бюджет.

Хорошо в эти дни отработали точки с продажей кваса. В среднем за 4 часа, уходило 100 литров освежающего напитка. В связи с ограничением продажи алкогольной продукции некоторые торговые точки продавали и безалкогольное пиво. По словам продавца одного из ларьков, выручка особо не упала. Наоборот, работать стало спокойнее.  

Золото и одежда

В торговых центрах и барахолках города ситуация с покупательским потоком везде разная.

- Людей в выходные было много. В основном приходили на просмотры фильмов, которые проходили в рамках фестиваля. Многие впервые были в торговом центре. Бабушки и дедушки с интересом разглядывали торговые галереи. В последнее время монголы часто приезжают в наш центр. В основном покупают часы и золото. То, что дороже, - заметила интересную тенденцию директор по развитию ТРЦ на Набережной Наталья Гармаева.

В торговом центре, расположенном в другом конце города гости из соседней страны тоже побывали.

- На праздники приезжали туристические автобусы с монголами. Их интересовали такие бренды как Рибок, Адидас. Заходили в магазины «Снежная королева» и «Детский мир» с российскими товарами в ассортименте. А на российские товары они очень падки, - рассказывает руководитель отдела маркетинга ТЦ на проспекте Автомобилистов Алексей Гыргенов.

В ТК «Народный» многие продавцы отмечают, что доходы в эти дни не превысили норму. В некоторых случаях, даже меньше чем обычно. В основном люди брали летнюю одежду, очки и шляпы.

Предприниматели из Улан-Батора остались недовольны выручкой. Точнее ее вовсе не было.

Так, Чимгэ «впустую» простояла со своим товаром из кашемира, яка и верблюжьей шерсти два дня на ФСК и один день на Центральном стадионе.

- На Алтаргане в Китае много продала. Здесь почему-то не берут. Тогда хорошая организация была: палатки, стулья, столы, площадь хорошую предоставили. Здесь не очень. Нам пришлось звонить знакомой и просить столы, - разводит руками и показывает на товар Чимгэ.

Кстати, во время фестиваля корреспонденту infpol.ru несколько раз обращались группы монголов и интересовались, где в Улан-Удэ можно дешево купить российскую одежду и унты.

Посмотрели и ушли

По словам продавцов унтов, оживление в выходные дни чувствовалось. Группы монголов часто ходили между прилавков рынка.

- Доход средний. Люди приходили, осматривались. Среди них было много монголов, но в большинстве своем ничего не покупали, - сказала продавец Назира.

Продавцы Ольга и Лариса откровенно расстроились. От «Алтарганы» они ожидали большего.

- Доход обычный. Большого потока покупателей не было. Думали, хотя бы на унты спрос будет, но нет, - озадачено признались они.

В тоже время, по словам монголов качество российских унтов их устраивает. Только цена слишком высокая – в среднем 15 000 -17 000 рублей.   

Веера и футболки

Что-что, а продажа сувенирной продукции должна идти хорошо, решил корреспондент Infpol.ru и уверенно направился к сувенирным прилавкам.

- Торговля идет хорошо. Берут магниты, тарелки с изображением Улан-Удэ, Бурятии. В основном покупают гости республики: монголы, шэнэхэнских бурят много. Берут недорогое. На память. Женщины веера разобрали. Их стоимость от 100 рублей и выше. Был смысл поработать в этот день, - заулыбался Александр Данжуров.

Его супруга «держит» точку на Арбате. И как оказалось, в выходные у них продажи хорошо шли только у Центрального стадиона.

- Европейцы вообще ничего не берут. Только смотрят. Монголы берут матрешек, ложки, чаши расписные. Основные покупатели - россияне. Иностранцы, экономят что ли, – отметил общую тенденцию в сувенирном бизнесе предприниматель.

Напоследок, мужчина, правда, признался, что в прошлом году гостей из Монголии было больше.  

- Продажи не очень. В те года было лучше. Основные покупатели – монголы и шэнэхэны. Берут все, что связано с Байкалом: магнитики, тарелочки, бересту. Покупают самый дешевый вариант сувениров. Три дня стоим на Центральном стадионе. За аренду платим 500 рублей. Для нас оказалось не рентабельно, - пояснила руководитель сувенирной лавки Елена.    

Отметим, что купить, например, футболки с символикой «Алтарганы» можно было только в одном месте. Молодые люди заранее сделали принт фестиваля и распечатали на одежде. Купить вещи на память можно было от трехсот рублей и выше.

- Туризм номинально есть, а его составляющих очень мало. Те же сувениры, в основном, традиционного характера. Сделано как у всех. Поэтому мы занялись этим видом бизнеса. После 9 вечера настал какой-то бум, все накинулись покупать наши сувениры. До этого люди реагировали спокойно, - отметил в момент закрытия «Алтарганы» Зориг Самбуев.

Пузыри и лизуны

У лавочек с детскими игрушками часто толпился народ. Конечно, как отказать своему любимому чаду, когда он тянет ручки к яркой игрушке. По словам продавцов, хорошим спросом в эти дни пользовались мыльные пузыри, лизуны, радуги и веера.

- Ожидали, что продажи будут идти лучше. Поскольку конкуренция бешеная и мировой кризис сказался, товар на БКС закупаем по высоким ценам. Наша доля существенно уменьшилась. В любом случае, рентабельно, но это не тот выигрыш, за который стоило бороться. Ожидания оправдались на 70%, – признался предприниматель Александр.

По его словам, хорошо шли продажи игрушек на площади Советов и на площади Революции. Покупатели – в основном, наши земляки. Иногда монголы.

Ждем покупателя с утра

Молодой человек отметил, что в этом году его радует организационная составляющая мероприятия.

- В прошлом году были нестыковки с представителями ГАИ. Администрация назначала одно время, у ГАИ стояло другое. Сейчас все на высоте, - заметил Александр.

Правда, случались и такие казусы когда предприниматели недопонимали слова организаторов. Так, оргкомитет официально заявил, что 3 июля торговые точки у Центрального стадиона начинают работать с семи часов вечера. Сотрудники одной из закусочной вместо семи часов вечера пришли на точку в семь утра. Им пришлось караулить оборудование весь день.

Ожидания не оправдались

Поговорив с улан-удэнскими предпринимателями, стало понятно, что несмотря на интенсивный людской поток “Алтаргана-2016” не принесла сногшибательной прибыли малому бизнесу.

- В первый день фестиваля люди лучше делали покупки. К закрытию они стали продуманнее и заранее брали с собой воду и еду, – отметил продавец Зориг Самбуев.

Гости из других стран также не стали сильно тратиться на покупки, а приберегли деньги на поездку на Байкал. Как отмечают местные турфирмы, гости города в воскресенье с утра отправились отдыхать к озеру и уже в 7 часов вечера были в Улан-Удэ. Точно к церемонии закрытия фестиваля.

Автор: Анастасия Аюшеева и Лидия Борисова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях