Авиазавод
3290

Андрей Реус: Госзаказ улан-удэнцам увеличится вдвое

Поездка делегации «Оборонпрома» под руководством Андрея Реуса по ключевым предприятиям объединенной промышленной корпорации началась 23 января с посещения ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». Генеральный директор, член Бюро Центрального совета Союзмаша России А. Реус согласился ответить на вопросы нашего корреспондента



- С какими результатами «Вертолеты России» закончили год? Каким оказался вклад в общее дело улан-удэнского завода?


- Холдинг закончил год достаточно успешно. Рост производства, по предварительным данным 2011 года, составляет почти 40%, это большая цифра. Рост производства у У-УАЗ составил более 35%.

- Несколько слов об инвестиционных планах на 2012 год и на ближайшие годы…

- Сейчас рассматриваются инвестиционные программы всех заводов, входящих в холдинг "Вертолеты России". Выполнение серьезной инвестиционной программы закончил Казанский вертолетный завод, было сделано очень многое, сейчас КВЗ - это современный завод.

На очереди Улан-Удэнский авиазавод. Здесь сейчас готовится целый ряд инвестиционных проектов, которые будут вскоре представлены на рассмотрение руководства «Вертолетов России». Некоторые производства здесь нуждаются в модернизации, и это обязательно будет делаться. Сейчас идет модернизация производственных мощностей, закупается новое оборудование, ежегодно вкладываются и будут вкладываться значительные средства.

- Какую еще информацию вам дало посещение У-УАЗ?

- Я всегда начинаю год с посещения всех заводов, входящих в промышленную корпорацию "Оборонпром", как вертолетной отрасли, так и двигателестроительной. Мне надо видеть происходящее своими глазами. Нынешнее посещение У-УАЗ - плановая поездка. Есть целый ряд вопросов, которые нуждаются в обсуждении с коллегами и решениях на месте. У улан-удэнского завода значительно вырос объем производства, и это важно своевременно увязать с комплектаторами.

ОАО «Вертолёты России» - дочерняя компания ОАО «ОПК «Оборонпром», входящего в состав ГК «Ростехнологии». Контролирует и управляет вертолётостроительными предприятиями: ОАО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Казанский вертолётный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ОАО «Редуктор-ПМ» и ОАО «Вертолётная сервисная компания».

Завод готов выполнять поставленные задачи, обеспечивая выпуск повышенных объемов продукции. Мы подписали с комплектаторами пятилетние контракты, чтобы обеспечить бесперебойность работ заводов холдинга, включая УУАЗ, чтобы ликвидировать все сдерживающие факторы.

- Вы возглавляете одну из крупнейших государственных корпораций страны. Как вы можете оценить меры правительства и государства по поддержке высокотехнологичных отраслей, к которым безусловно относится и вертолетостроение?

- Эта работа активно проводится примерно с 2004 года. В качестве заместителя министра промышленности и энергетики РФ я принимал активное участие в разработке инструментов господдержки отрасли. Тогда и была разработана федеральная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса. Мы обозначили ряд инструментов по импортозамещению, по субсидированию процентных ставок, по поддержке экспорта, по технологическому оборудованию, возможности его закупки с определенными льготами. Сюда можно отнести также и целый ряд дополнительных мер, в том числе по финансированию государством новых разработок, новой техники.

Всего государство направило на поддержку вертолето- и двигателестроения свыше 60 млрд. рублей.

В последние пять лет, которые я работаю в "Оборонпроме", мы очень активно всеми этими инструментами пользовались. И это позволило, с одной стороны, все заводы в рамках вертолетостроительного холдинга сделать прибыльными. И в двигателестроении мы осуществили очень большой сдвиг, вывели целый ряд заводов из состояния банкротства, и они эффективно работают сейчас. То есть можно говорить, что без мер государственной поддержки, без той промышленной политики, которая сегодня осуществляется, сегодняшних успехов бы не было.

3.jpg

Ряд вопросов нуждается в обсуждении и решениях на месте. А. Реус, генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром", Д. Петров, генеральный директор ОАО "Вертолеты России", Л. Я. Белых, управляющий директор ОАО "У-УАЗ" в цехах завода

Это не только двигателестроению, вертолетостроению многое дало, но у нас и другая промышленность ожила. И все эти инструменты позволили экономике стать более продуктоориентированной. Поэтому без мер господдержки мы бы не вытянули отрасль. Особенно помогли эти меры поддержки (особенно финансовые) в кризисный период. Я даже больше скажу – все наши вопросы и просьбы, которые были оформлены правильно, понятно, задачи, которые соответствовали стратегии промышленной политики, были решены. Были подписаны все документы, все просьбы, с которыми мы обращались к президенту, председателю правительства, были реализованы. Это, конечно, для нас стало очень серьезным подспорьем.

ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» - одно из предприятий вертолётостроительного холдинга «Вертолёты России». Мощный и современный производственный и технологический потенциал завода позволяет быстро организовать изготовление новых типов летательных аппаратов, совмещать создание опытных образцов с серийным выпуском техники. За 70-летнее существование на заводе построили более 8000 летательных аппаратов. Сегодня завод специализируется на производстве вертолётов Ми-171 и Ми-171Ш.

И сегодня это дает нам возможность достаточно быстро развиваться. Не секрет, что сейчас российское вертолетостроение по объемам производства занимает третье место в мире. Пять лет назад никто об этом даже подумать не мог. С 2004 по 2011 год мы добились роста производства вертолетной техники в три раза: с 85 вертолетов до 262. Сейчас доля рынка "Вертолетов России" составляет 14%. Сейчас мы уверенно держимся на третьей позиции. Думаю, что вполне можем еще подняться.

- Мы третьи в мире по производству вертолетов тяжелого и среднего класса?



- Речь идет в целом о продукции вертолетного холдинга, всего модельного ряда. По тем вертолетам, о которых вы спрашиваете, мы непререкаемые лидеры в мире. Но важно удержать позиции и развить успех. Сделать это можно за счет модернизации ведущих предприятий отрасли. Проекты по модернизации - это тема номер один с точки зрения бизнеса, с точки зрения удержания той ниши, в которой мы доминируем. Это также касается модельного ряда. И сейчас УУАЗ в рамках холдинга "Вертолеты России" занят организацией серийного производства глубоко модернизированного вертолета Ми-171А2, который заменит в структуре продаж российский бестселлер - вертолеты типа Ми-8/17, что позволит России еще десятки лет сохранять лидерство в нише машин среднего класса.

- Государство в ближайшие годы направляет очень большие средства на развитие оборонной промышленности. Может ли Улан-Удэнский авиационный завод стать в этой связи «локомотивом» экономического развития региона или площадкой, на которой можно развивать инновационные процессы?

- Бурятия смело может делать ставку на завод. Вертолетостроение - отрасль растущая. Предприятия "Оборонпрома" законтрактованы на 622 млрд. рублей. Объем госзаказа на УУАЗ в 2012 году увеличится вдвое.



- Что нужно, на ваш взгляд, сделать, чтобы молодежь шла работать на завод, чтобы вернуть привлекательность инженерных специальностей в цело
м?

- Мне кажется, что в последние годы престиж инженерной профессии растет. В России всегда была хорошая инженерная школа, которая никуда не исчезла, как многим кажется. Сейчас как раз пошел приток молодых специалистов в эту сферу. Но этот процесс все время нужно поддерживать и развивать, поскольку уровень современного вертолетостроения определяется в первую очередь квалификацией инженерной и конструкторской школ и инженерных разработок. Это не что иное, как некий интеллект, который способен создавать новые технологии, новые продукты. Мы активно работаем с вузами, у нас сейчас организуются новые кафедры, на них преподают наши лучшие специалисты. Мы понимаем ценность инженерной мысли.

Валерий ЦЫДЫПОВ

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях