Чуть более месяца назад в живописном месте Оронгойской долины в Иволгинском районе началось строительство нового здания Янгажинского дацана. Один из старейших буддийских храмов России возводится на том же месте, где когда-то и стоял. Сегодня стройка, ведущаяся народным способом, идет полным ходом. 

Святые места Оронгоя 

Оронгойская долина – здесь много святых мест, многие из них тесным образом связаны с жизнью и деятельностью XII пандито Хамбо ламы Даша-Доржо Итигэлова. Одно из них - святой источник, расположенный в местности Улзын Добо вблизи села Оронгой. Сегодня он хорошо известен практически всем жителям республики, здесь бывают паломники из разных уголков страны и мира. Сегодня на этом месте создан музейный комплекс XII пандито Хамбо ламы Даша-Доржо Итигэлова. 

- Первоначально музей был организован в Оронгойской средней школе, - рассказывает ее директор Валентина Будаева, - впоследствии принято решение перенести его сюда, на территорию святого источника. 

В 2005 году на этом месте построен субурган, сюда же перевезли летний дом, в котором жил буддийский иерарх. Дому более ста лет, и в нем сегодня располагается музей Итигэлова. Экспонаты для него собирали из архивов и у старожилов села. 

- Само по себе место, где находится источник, святое, - продолжает Валентина Будаева. - Целебность воды хорошо известна, в частности, она помогает при заболеваниях дыхательных путей, сахарном диабете. Но ценность в том, что это место, где люди получают духовное, нравственное обогащение. Отметим, ежегодно в сентябре здесь проводится большой хурал. 

Еще один целебный источник также расположен в Оронгойской долине - это Янгажинский аршан Ута-Булаг, восстановленный благодаря стараниям оронгойцев. Здесь Даша-Доржо Итигэлов проводил практику медитаций, собирал целебные травы. Примечателен и такой факт: по его инициативе был построен специальный деревянный желоб, по которому целебная вода поступала из аршана к Янгажинскому дацану. А это порядка двух десятков километров! 

Ну и, конечно, основное место долины, которое непосредственно связано с XII пандито Хамбо ламой Даша-Доржо Итигэловым, – Янгажинский дацан. 

Из его истории

Янгажинский дацан, по оценке историков, был одним из самых красивых культовых сооруже­ний на территории этнической Бурятии. Его история связана со стремлением представителей шести добайкальских селенгинских ро­дов основать свой родовой дацан. Датой основания дацана считается 1830 год. 

Первое здание дацана было войлочным. Деревянное здание было сооружено в 1831 году на ле­вом берегу р. Оронгой в урочище Янгажин. По офи­циальным документам, здание дацана было внесено в реестр списка бурятских дацанов указом иркутского губернского правления 05.02.1831 г. Всего в комплексе Янгажинского дацана вокруг центрального каменного соборного храма было восемь деревянных сумэ: Гунрик, Докшит, Дуйнхор, Арья-бало, Дара-эхэ, Майдари, Абида и Лхамо. 

В 1911 году здание в результате пожара сгорело, вос­становлено было в том же году на средства настоятеля Д.-Д. Итигэлова и прихожан. К началу XX века Янгажинский дацан представлял собой большой монастырс­кий комплекс с ритуальными, учебными, служебными, хозяйственными зданиями, типографией, вокруг которого рас­полагалось свыше 200 ламских домов. Вокруг монастыря были возведены обо (культовые места). При дацане проживали 111 лам. 

В годы советской власти дацан постигла участь многих церковных храмов. 09.11.1937 г. постановлением прези­диума Селенгинского аймисполкома бы­ло решено закрыть Янгажинский дацан. Использование помещения дацана со всеми пристройками было предоставле­но Совнаркому БМАССР, Наркомфину и Антирелигиозному музею. БМАССР по­ручалось провести ликвидацию имущест­ва дацана. 

Примечательны данные, приводимые в своей научной работе Даримой Жамсуевой и Бутид Жалсановой, о том, что Антирелигиозный музей БМАССР предложил законсервировать Янгажинский да­цан в качестве своего филиала со всем его содержимым, включая дамский жилой дом, расположенный в ограде дацана. Кроме того, он хо­датайствовал перед Комитетом охраны памятников Академии наук СССР о ре­гистрации дацана как па­мятника старины. В письме музея есть упоминание о том, что статуя Майдари Янгажинского дацана - единственная статуя, сделанная местными мастерами. 

Представляет интерес и телеграмма из Комитета охраны памятников ВНИК за подписью Ильина Совнаркому БМАССР от 27.01.1938 г. о необходимости сохра­нить Янгажинский дацан как памятник, предоставив его Антирелигиозному му­зею. Директор Центрального антирелиги­озного музея г. Москвы Кузьмин в своем письме просит председателя Совнаркома БМАССР законсервировать дацан как памятник и взять под охрану го­сударства. В случае невозможности сохра­нения дацана как памятника он просит отложить ликвидацию дацана до лета с тем, чтобы Центральный антирелигиозный му­зей имел возможность принять участие в разборе экспонатов, необходимых для по­полнения коллекций музея по ламаизму. 

Но Янгажинский дацан был закрыт в 1938 году и ликвидирован решением заседания Совнаркома Бурятской АССР от 12.07.1940 г. По воспоминаниям старожилов, остатки некогда величественного главного храма еще сохранились вплоть до 1956 года. После чего от него остался лишь фундамент. В 1956 году здание дацана было взорвано саперами из воинской части г. Гусиноозерска. 

Не просто буддийский храм 

Вопрос о возрождении дацана будировался давно, особенно в последние пять-шесть лет. 

- Желание возродить Янгажинский дацан у моих земляков-оронгойцев было всегда, - говорит депутат Народного Хурала РБ от Иволгинского района, координатор движения по возрождению Янгажинского дацана Цыденжап Батуев. - Неоднократно предпринимались попытки решить этот вопрос со стороны людей старшего поколения, лам, в том числе и мною лично. Но до последнего момента на это не было принципиального согласия от XXIV пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Но, видя усилия прихожан, священнослужителей, понимание необходимости дальнейшего практического воплощения учения Даша-Доржо Итигэлова, XXIV пандито Хамбо лама посчитал, что такое время подошло. И весной прошлого года сам начал разговор о необходимости возродить Янгажинский дацан. Но уже в новом, огромном смысловом содержании. Имеется в виду, что на месте Янгажинского дацана, вся история которого связана с именем Д.-Д. Итигэлова, будет воздвигнут Дворец в честь Очирдара-ламы, что говорится в послании Итигэлова. 

По словам Дамбы Аюшеева, Очирдара-лама является хозяином той земли, где располагался Янгажинский дацан. 

На стройку всем миром

- Для нас, оронгойцев, принципиально важно было начать строительство дацана, - продолжает Цыденжап Батуев. - И сегодня только оронгойцы уже собрали более 300 тыс. рублей. 

Главной же движущей силой, несомненно, является шэрээтэ Дуйнхор-дугана на Верхней Березовке Буда-лама, уроженец Оронгоя. Именно его усилиями на сегодня собрано порядка 4 млн рублей. Существенную помощь на первоначальном этапе оказал глава Селенгинского района Вячеслав Цыбикжапов. Активное участие принимают и главы сельских поселений «Оронгойское» и Гильбиринское» Жамсо Цыренжапов  и Евгений Бадмаев. 

Впрочем, неравнодушных здесь нет. Люди помогают кто чем может: деньгами, продуктами, трудом. Ежедневно здесь трудятся около 10 человек, это добровольцы из близлежащих сел. Приезжают и из других районов, в частности, из Джиды, Тунки и Мухоршибири. 

- Работы здесь всем хватит, - рассказывает прораб стройки Евгений Мотоваров. – До зимы мы должны закончить нулевой цикл, возвести два этажа здания. На сегодня освоено около 4 млн рублей. Будут стройматериалы, средства на оплату каменщиков - план на этот год выполним. 

Но, как выяснилось, с этим как раз намечается проблема. Как отметил бригадир строителей Даба Бадмаев, средств хватит максимум на месяц. 

Сегодня добровольцы работают бесплатно, но при привлечении каменщиков потребуются деньги, которые собираются за счет пожертвований.  К тому же финансы необходимы для аренды техники. В общей сложности для возведения двух этажей кирпичной кладки потребуется еще порядка 12,5 млн рублей. 

- В Оронгое и Хурамше началась очередная кампания по сбору средств, - рассказывает Цыденжап Батуев. – Будут мобилизованы все силы, подключены выпускники школ, которые успешно трудятся предпринимателями. Конечно, все 12,5 млн поднять не сможем, но то, что земляки вносят свой посильный вклад в благое для всех нас дело, приносит им огромное моральное удовлетворение. 

Уверены, что не останутся в стороне от строительства Янгажинского дацана и жители Бурятии. Каждый из нас может также принять участие в его  возрождении, необязательно финансово. Для тех же, кто пожелает внести свои средства на строительство, публикуем банковские реквизиты. 

Перевести пожертвования можно на карту ПАО «СБЕРБАНК»

4817 7600 3933 5421.