Особо почитаемое среди местных жителей обоо, расположенное на самой высокой возвышенности села Зандин, носит название «Ундээр Дамдин-Чойжил», где местные жители просят защиты и благополучия для себя, своих семей и всех живых существ. 

По воспоминаниям одной из жительниц соседнего села Куготы, в годы советской власти в конце зимы (возможно, в дни Сагаалгана) они часто видели огни, исходящие с этой горы, на что старшие отвечали, что это буряты молятся своим богам. 

Примечательно, что название горы и обоо составлено из имен двух буддийских божеств-защитников, по-бурятски «сахюусан». Их тибетские имена Дамдин и Чойжил. Интересно, что в буддийском пантеоне божеств парный образ Дамдин-Чойжил не встречается. Можно предположить, что обоо посвящено сразу двум защитникам-сахюусанам или же это заимствование, пришедшее с Монголии, где в некоторых районах божество Яму именуют Дамдин-Чойжил. Эти божества имеют устрашающе гневный облик. Но бояться их не стоит. Облик гневных божеств воспринимается в буддизме не как средство для устрашения людей, а как «защитники», борющиеся со злыми силами, которые препятствуют человеку идти по пути к просветлению. 

«Имеющий шею лошади» 

Дамдин – на санскрите «Хаягрива».  Буквально означает «имеющий шею лошади» или «с лошадиной шеей». Дамдин – это гневная форма Будды Амитабхи и защитник его рая Сукхавати. Дамдин защищает священные тексты. Его гнев направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы. К особенным умениям Дамдина относят лечение болезней, в особенности кожных. Включая даже такие серьезные заболевания, насылаемыми духами воды Нагами. В народном буддизме у монгольского народа образ Хаягривы связан с мирским благом - приумножением стад лошадей. В тибетских и монгольских изображениях Xаягрива предстает в виде гневного идама с тремя человеческими лицами и возвышающейся над ними небольшой головой лошади. Три его лица имеют синий, белый и красный цвета. Он носит корону из черепов, а под поясом из голов у него надета тигриная шкура, а ногами он подпирает змей-нагов. Из символических атрибутов в руках держит ваджру, жезл, стрелу, капалу (чашу из черепа), лотос, ваджрный меч. 

В качестве дхармапалы (сахюусана) его изображают с одной головой, в его волосах помещают небольшую лошадиную голову, с его плеч свисают одна или две змеи. Ваджра, которую Хаягрива держит в правой руке, представляет мужской аспект - сострадание, а колокольчик в левой руке представляет женский аспект – мудрость. В других руках он держит лук и капалу, накидка из кожи покрывает его плечи и спину. Один из эпитетов Хаягривы – могущественный лотос. 

Владыка смерти

Имя божества Чойжил на санскрите - Яма, Ямараджа. Означает «царь мёртвых» или «владыка смерти». Это бог закона и справедливости, владыка загробной жизни. Чойжил - один из главных дхармапал – защитников буддийского учения, особенно почитаемых в Бурятии. 

В сутрах говорится, что Чойжил считывает карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта. Белые камни – для подсчёта белой, или хорошей кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти необходимо совершать благие поступки при жизни. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Таким образом, Чойжил контролирует процесс перевоплощения душ, вынося решения относительно того, в каком теле воплотиться той или иной душе в соответствии с ее заслугами. 

Чойжил изображается синим. Это цвет грозного божества. Имеет рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём – ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами. 

Как уже отмечалось выше, жители Зандина не прекращали молиться своим божествам-защитникам даже в советские годы атеизма. Более того, сохранили ступу-субурган на месте первого дацана хори-бурят. Поэтому открытие дугана в этом святом месте 19 августа станет знаковым событием в истории всей этнической Бурятии.