Местные жители утверждают, что многочисленные авиа- и автокатастрофы, несчастные случаи с участием железных предметов связаны с кузнечным культом. Таким образом предки-кузнецы пытаются достучаться до своих потомков. Ведь в древности кузнечное искусство считалось даром богов, пишет ученица Утатуйской средней школы Закаменского района Анна Базарова.

Хозяева горы

О горе Уран-Душэ есть легенда. Она гласит, что ее хозяевами являются 77 небесных кузнецов-дарханов под предводительством божества Дамдин Дорлига сахюусана. Название горы переводят как «гора-наковальня».

Она находится на стыке границ Тункинского национального парка, Закаменского района и Монголии. Гора эта резко выступает над окружающей местностью и имеет небольшую плоскую поверхность. Издали по очертанию она действительно напоминает наковальню. Отсюда возникла легенда о том, что на этой горе Чингисхан подковал свою лошадь.

По одной из легенд, хозяева этой уникальной горы - 99 небесных дарханов. Иногда до рассвета одинокие путники или романтики-путешественники не могут отвести глаз от багрово-красного свечения вокруг горы. Говорят, что это небесные дарханы спускаются с заоблачной высоты на землю и предаются любимому увлечению - кузнечному и ювелирному ремеслу. Если человек увидит это свечение, то он, по легенде, может быть счастливым всю свою жизнь.

Считается, что небожители передают свое мастерство только избранным. Лишь самые достойные мастера получают посвящение. По поверью, род, в котором были и есть дарханы, сильнее и могущественнее шаманского. Закаменцы называют необыкновенную гору-наковальню «сердцем» горного края и считают своим долгом поклониться небожителям на этом священном месте.

Земная обитель небесных кузнецов

Гора Уран-Душэ, или «гора-наковальня», находится в ста километрах от села Утата, вверх по реке Сэхир. На хойморе, почетном месте, - земная обитель небесных кузнецов, дарующая Уран Бэлиг. Спускаются сюда небесные дарханы испытать силу в кузнечном мастерстве. Согласно преданию, дошедшему до наших дней, хозяева горы - 77 небесных кузнецов. Они под покровительством 99 тэнгриев-небожителей в определенные дни, когда открываются небесные ворота, спускаются на землю и проводят на этой горе обряды, посвященные кузнечному ремеслу. Только посвященный человек может наблюдать и понять все таинства обрядов и легенд, посвященных этой горе.

Уран-Душэ считается сакральным сердцем горной Закамны. В давние времена с наступлением весны, когда из-под снега появлялись первые подснежники, шаманы-кузнецы многих именитых родов, в то время населявших долину рек Джида, Сэхир, Оронгодой и других мест, начинали съезжаться к подножию священной горы для проведения весеннего обряда. А осенний обряд проводился до закрытия «небесных врат» в сентябре. Сюда приезжали представители мужской части населения, а для женщин было наложено строгое табу при проведении кузнечных обрядов. В некоторых моментах случались так называемые казусы, когда именитыми «дарханами» становились женщины.

Тем не менее продолжателями родовой кузнечной ветви шаманов-кузнецов всегда остаются мужчины, поскольку только избранный кузнечными духами может донести до небес свои подношения и получить взамен исключительный дар и мастерство кузнечного ремесла. Причем это дар не только творить чудеса ювелирного искусства, но даже лечить людей и помогать в избавлении от разного рода болезней и бытовых проблем.

Небесное свечение

Моему дяде Александру Базарову посчастливилось увидеть небесное свечение. Он - шаман-кузнец, член местной религиозной организации «Хγхэ Мγнхэ Тэнгэри». Дядя рассказал, что последний обряд поклонения небесным кузнецам проводился в 30-х годах XX века под предводительством Дансарана, дархан-заарина из рода хонгодоров. С тех пор в эпоху красного террора и репрессий, панмонголизма и борьбы с тэнгэрианством были забыты многие приемы и таинства практики шаманизма. В начале осени 2011 года у подножия священной горы шаманами-кузнецами местной религиозной организации «Хухэ Мунхэ Тэнгэри» под предводительством Дондока Цыдыпова был проведен новый обряд поклонения небесным кузнецам по древним традициям и канонам шаманизма.

На обряд вызывались 55 западных тэнгэринов под предводительством Хана Хурмаста Тэнгэри, 44 восточных тэнгэрина под предводительством Атая Улаан Тэнгэри, 13 северных хатов под предводительством Буха Нойона, 77 небесных кузнецов под предводительством Дамдина Дорлиг Сахюусана, хранитель веры и покровитель воинов и военного дела Хиhаан Улаан Тэнгэри, духи и эзэны местностей. Каждый шаман-кузнец - участник обряда - вызывал своих родовых кузнечных духов – Онгонов Тэнгэри.

Вызывая духов, каждый шаман-кузнец просил у них благословения во имя мира на земле, избавления от болезней и невзгод, покровительства от землетрясений и стихийных бедствий, мягкой зимы и хорошего урожая на будущий год. Следующий обряд поклонения «небесным кузнецам» будет проводиться весной после открытия «небесных врат».

С каждым годом увеличивается число туристов, местных школьников, семей с детьми, желающих увидеть своими глазами величественную гору Уран-Душэ, сходить в пеше-конный поход, подышать свежим горным воздухом, помолиться и получить благословение.

Вот тут понадобятся знания, как правильно поклоняться и просить исполнения самой сокровенной мечты, ведь в наше непростое время многое зависит от покровительства небесных бурханов.

Покровитель искусства

Дамдин Дорлиг, или Дамжан, – божество-покровитель искусных людей: кузнецов-дарханов, ювелиров, шорников, плотников и столяров, портных и швей. А также это божество защищает поэтов и писателей, сказителей и музыкантов, костоправов и почитателей огня - галшан, гадателей на бараньих лопатках. В наши дни он почитается агинскими бурятами как дух - покровитель ювелиров.

Дорлиг хан, или Дамжан Дорлиг сахюусан, принадлежит к разряду гневных божеств, которые приняли буддийские обеты от учителя Бадмасамбавы, когда тот распространял учение в Тибете. Поэтому наравне с Дамдин Дорлигом почитают  и его гуру Бадма-Самбаву как учителя божества.


Фото: scfh.ru

Как большинство сахюусанов-хранителей это божество имеет устрашающий облик. Цвет  его тела тёмно-синий, сам он трёхглазый. Поэтому изображается с гневным лицом, в головном уборе «жольбер» в виде железной шляпы. В правой руке хранителя кузнечный молот, в левой - кузнечные мехи, сделанные из человеческой кожи. Дамдин Дорлиг ездит верхом на светло-коричневом козле, охваченным черным огнем. Под ногами козла расчленённые части тел, что символизирует мир Сансары (шухан далай).

Обряд в кузнице

Обряд, посвященный покровителю кузнецов, проводился в кузнице как самим кузнецом, так и шаманом, имеющим кузнечное происхождение. Во время этого обряда брызгали на наковальню масло, лили на меха архи. Разжигали горнило, брызгали в него масло, кропили чаем, молоком, иногда архи, бросали кусочки саламата.

Молебен в дацане

Молебен, посвящённый почитанию Дамдин Дорлига, проводится во второй лунный день каждого месяца в Цугольском дацане. Подношение: белая пища (сагаан табаг), кипячёное молоко, чёрный чай. 

Внимание! Дамдин Дорлиг не принимает за подношение алкоголь. Посвятившимся дарханам строго запрещается употреблять алкоголь.

В Цугольском дацане при почитании Дамдин Дорлига дарханы обязательно кладут на жертвенный огонь кусочки козьего сала, тем самым усиливая значение ритуала «Дамдин Дорлиг».