На берегу священного для всего монгольского мира - озера Байкал расположились хозяева воды. Лусууды призваны защищать прибрежные территории от всего пагубного, особенно губительных пожаров, даровать дождь и нести благодать всем живым существам. Подобных статуй, посвященных именно владыкам водной стихии нигде в мире больше нет, отмечают инициаторы их установки. 

Глубоко символично 

- Есть четыре причины для установки Восьми великих Нагов именно на Байкале, - рассказывает габжа лама буддийского монастыря Гандантгэчиглэн (Монголия) Цэрэнбат Отгонбаяр. 

Во-первых, в «Сокровенном сказании монголов» говорится, что наши прародители Буртэ-шоно и Гоа-Марал, переплыв море (тэнгис далай) пришли на берега реки Онон. Этим морем и был Байкал. Во-вторых, есть легенда о том, что стая лебедей – тотем монголов, прилетела с берегов моря Анавада на Байкал. Отсюда берет начало история целого народа. Третья причина связана с тем, что испокон веков все монголоязычные народы воспевали и поклонялись священному Байкалу. Четвертая связана с буддизмом. Согласно источников, Будда распространял свое Учение не только на территории Индии. Он дошел до монгольских земель и завещал людям поклоняться и защищать воды Великого моря. 

Таким образом, буряты, калмыки, монголы Монголии и Внутренней Монголии КНР, преподнесли дар Байкалу. Тем самым выразив свое глубокое почтение. 

Обряд освящения 

Как мы уже писали, статуи Восьми великих Нагов изготовили из самого прочного камня – белого гранита боржигин. Лусууды восседают на черепахах. Лики дакинь озарены умиротворенной улыбкой. Четыре из них устремлены на восток, другие на запад. 

Сам обряд имеет глубокое сакральное значение. Каждая из статуй «принадлежит» одному из родов и племен монгольских народов. Поэтому после прочтения ламами Буддийской традиционной сангхи России во главе с XXIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым перед каждой из богинь выстроились представители от каждого рода. 

Перед каждой из дакинь поставили подношения из восьми составляющих: молоко, кефир, цветы, благовония, зула (лампадка), сэржэм (водка), еду, музыкальный инструмент или ракушку. 

Венчала особый обряд песня, объединяющая все монгольские народности. В ней воспевается красота, особый дух, сплоченность нации. 

Второй этап обряда заключался в «закладке» священного сосуда – бумба. Для этого представители народов направились к пирсу, откуда на лодках поплыли вглубь озера. Окруженные святой водой они опустили на дно свои бумба. Это означает, что теперь между людьми и Хозяином водной стихии установлена невидимая нить. Каждый из присутствующих получил адис (благословение), сделав омовение водой. 

Место поклонения 

Теперь, каждый кто причисляет себя к монгольскому миру может приехать на Священное озеро и поклониться ему. Святыня будет притягивать к себе паломников, верующих, страждущих. 

- Мы специально приехали из Внутренней Монголии, чтобы поклониться нетленному телу Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Для нас это огромная честь. Еще одна большая миссия касается обряда освящения статуй Восьми Нагов. Каждый убур монгол мечтает приехать на Байкал, поклониться Хамбо ламе Итигэлову. В нашей группе более двадцати человек. И все мы представляем разные аймаки, хошуны и рода. Теперь убур монголы будут знать, куда им нужно приехать, чтобы выразить свое почтение Байкалу, - рассказал Жадамбын Цэцэнбаатар из аймака Шилийн гол АРВМ КНР.    

Выбор места 

Байкальский дацан расположен на берегу Священного озера вблизи села Дулан Кабанского района. На территории Бурятии подобного храма, расположенного непосредственно на Байкале нет. Поэтому при выборе места установки статуй не пришлось долго думать. 

- Монгольские народы пуповиной связаны с Байкалом. Поэтому мы должны охранять наше озеро как мы охраняем свое тело (хуйс). Хочу, чтобы эта святыня стала местом радости, единения, чтобы люди получали благословение от Хозяина водной стихии. Если человек хочет, чтобы не было наводнений или пошел благодатный дождь, который даст богатый урожай, пусть приезжает сюда, - сказал глава буддистов России Хамбо лама Дамба Аюшеев. 

Как объяснил шэрээтэ лама Байкальского дацана «Дамба Даржалин» Жаргал Санжиев, организм человека на 80% состоит из воды. Поэтому, поклоняясь Восьми великим Нагам, человек исцеляется еще и телом. 

Всеобщая радость 

Вообще, праздник освящения статуй получился весьма колоритным. Тут и там слышалась монгольская речь разных диалектов. Все гости были в национальных дэгэлах, яркий шелк красиво оттеняли бордовые одеяния лам. Священнослужители Дуйнхор-дугана улан-удэнского дацана «Хамбын Хурээ» облачились в специальную одежду для проведения Мистерии Цам. Всеобщая радость охватила всех вокруг. С лиц верующих не сходила улыбка, все друг другу улыбались, знакомились, общались. Совместные фотографии наглядно показывали общность и в то же время самобытность каждого этноса. Тут же рядом выступали и творческие коллективы Кабанского района с русскими народными песнями и плясками.