Эту реальную историю рассказала наша читательница Туяна Зориктуева. Она пишет, что почему-то история, о которой пойдет речь, до сих пор пугает их родственников.

Хотя мы буддисты в нескольких поколениях, стараемся не бояться, а жалеть духов низшего мира и верим в перерождение. Моя дочь стала перерождением моей тети. В этом ни у кого из родственников сомнений не было. Они были даже похожи внешне, особенно беззубой пока улыбкой. Дочка тянулась к тем моим двоюродным братьям и сестрам, которые были детьми ушедшей из жизни тети.

Пугать она начала родню, когда научилась говорить. Сначала с криком и плачем просыпалась по ночам в спальне, где спала с бабушкой. Стала отказываться там ложиться и перешла спать в зал на диван с дедушкой. Да и днем в спальню старалась не заходить. Причина вскоре выяснилась. Приехавшая в гости к родителям моя сестренка ночевала в той самой спальне. Утром она проснулась, присела на кровати и увидела, как моя дочь стоит у входа в комнату и пристально на нее смотрит.

- Ты что там сидишь? Там дедушка рядом сидит, сейчас он тебя укусит, – спокойно произнес ребенок.

Моя сестренка, взрослая уже женщина, с криком ужаса выбежала из спальни.

Когда мне рассказали о необычных качествах моего ребенка, я отнеслась спокойно к этому. В роду были и ламы, и шаманы, возможно, ребенок унаследовал от них какие-то сверхспособности. К тому же я не раз слышала о том, что многие  малыши видят обитателей мира духов. Смутно помню и свои видения в детстве. К тому же я приписала случай с дочкой тому, что в папином доме действительно поселился какой-то дух. Каково же было мое удивление, когда и в собственной квартире, в спальне она то же самое сказала моей племяннице.

- Ты почему там сидишь? Там дедушка! – так же спокойно напугала дочка мою племянницу.

Я стала окуривать квартиру благовониями из дацана и больше не слышала от дочки подобного.

Детская одежда в старину

Новорожденных детей закутывали в одеяльца из волчьих шкур. Верили, что это оберегает детей от нечистой силы, злых духов. Имена старались давать с самыми негативными обозначениями, чтобы злые духи не посягнули на душу ребенка.

Детская одежда в первые годы не имела половых различий. Даже не было пуговиц и петелек, которые в бурятской мифологии символизируют мужское и женское начало. В это время ребенок еще считался бесполым божеством. Как только мальчики начинали ходить, они должны были научиться сидеть в седле. Им шили специальные штанишки для верховой езды, а поверх дэгэла или халата повязывали кушак или пояс, в котором удача всего рода и благословение предков. Поэтому во время сватовства отец невесты и отец жениха обменивались кушаками в знак объединения семей, энергии предков.

Молебны для детей

Для детей есть специальный молебен, называемый «Банзарагша». Это обращение к пяти видам богинь с целью защиты и устранения всех проблем для жизни новорожденного и человека в общем.

Ожидая рождения ребенка, родители могут совершить обряд «Нилхасын даллага» – призывание благодати на рождение ребенка. В этом случае они приглашают в дом ламу для чтения сутры «Сокровенные капли». Затем, когда рождается ребенок, снова приглашается лама, и он устанавливает знак запрета «хорюул», прикрепляя с правой стороны косяка двери ветку сосны или ели, что указывает о новорожденном в доме.

Вход посторонним в дом запрещен в течение месяца. Данный запрет призван оградить новорожденного от заражения различными болезнями. Лама, устанавливающий знак запрета, становится «найжи» новорожденного, то есть его покровителем и духовником на всю жизнь. В старину бывали частые случаи, когда ламу просили быть «найжи» у еще не родившегося ребенка. Найжи-лама по истечении трех дней после родов приходит в дом новорожденного и читает обрядовый текст «Банзарагша», омывает ребенка аршаном, проводит ритуал выбора имени и вручает амулет с изображением покровителя-защитника.

Это очень важный момент в жизни маленького человека. Считается, что правильно данное имя влияет на всю его дальнейшую жизнь. В течение года найжи-лама периодически навещает своего подопечного и читает соответствующий обрядовый текст. Родители со своей стороны с почтением относятся к покровителю своего ребенка и старательно выполняют все его рекомендации и советы. Затем, когда ребенку исполняется год, проводят обряд пострижения первых волос. По этому случаю проходит праздник - милан, на который приглашаются родственники, друзья. В настоящее время данный обряд вновь возрождается в семьях буддистов и в несколько измененной форме входит в семейный быт.

Отрывок из книги «Основы вероучения. В помощь каждому, кто хочет знать о буддизме».