Необычные явления, ставшие легендами

Реальные истории жителей Бурятии о необычных явлениях из книги «Эхо времени» заслуженного работника культуры Бурятии и России, народного поэта Бурятии Санджэ-Сурун (Галины) Раднаевой.  

 

Как лама черта победил

Сын Чойбооны багши выучился в Гэгэтуйском дацане, достиг степени «габжа», когда начались репрессии против лам. Тогда он скрылся и находился за пределами района.

Он жил в Хоринском районе в местности Доодо-Гол, пас коров, бывших в личной собственности сельчан, местные называли его доодогольским хромым стариком. Но однажды люди проведали о том, что он имеет сан «габжа», нашли ему удобный домик для жилья, чтобы не пас больше коров.

Однажды молодая семья обратилась с просьбой к Чойдоржо габже: «Мы хотим съездить погостить. Пожалуйста, поживите в нашем доме три дня!». Габжа согласился. В первую ночь лёг спать на кровать, но вдруг проснулся на полу. Удивившись, лама снова устроился спать на кровать. Но тут что-то навалилось на Чойдоржо сверху и стало бороться с ним. С трудом освободившись, лама зажёг лампу и стал читать молитвы.

Оказалось, в доме поселился чёрт. Хозяева, узнав, что Чойдоржо лама, придумали предлог, чтобы он пожил в доме, надеясь, что тот подавит чёрта. Действительно, в течение двух суток лама победил чёрта.

Вернувшись, хозяева спросили: «Ну как, дед, всё хорошо?». Чойдоржо габжа им ответил: «Надо было честно сказать, что дома не всё в порядке!».

x x x

Как-то раз у Шобхон Хаяа появился чёрт, и люди его подавили.

Тогда жил старик, который мог видеть чертей. Звали его Цыренжап Даблаев. Когда привели его на обряд подавления чёрта, он так сказал ламе: «Во-о-он пришел чёрт, в дом зашёл». И в тот момент, когда чёрт, находясь в том доме, подошел к женщине в красивой одежде, старик накрыл его сверху котлом.

x x x

Еще одна давняя история, связанная с чертями. Говорят, в старину в местности Бэлы дабаан было стойбище, в котором завелись черти. Однажды ночью мимо шла женщина к родственникам, ведя за руку своего ребенка. Женщина толком не знала ни одной молитвы, но бормотала отрывки из молитв (что запомнила).

Встретились на дабаане два черта. Один говорит: «Я сейчас поссорил мужа и жену. Жена с ребенком ушла к родственникам через это место. Ты отобрал у нее душу?». Второй отвечает: «Нет, никакой женщины я не видел! Проходила здесь лишь хромая ослица с детенышем».

«Надо читать молитву, хоть и плохо знаешь, перевираешь, - говорила мне бабушка, приводя эту историю в пример. - А вот с ребенком в ночь не следует никуда ходить. А если вынуждена пойти - молись!».

Записано со слов Намсараевой Дулмы Дэмбрыловны, Мункуева Гомбожапа Дымбрыловича.

Миражи или шутки духов?

Жила одна Золтын старушка. Она любила повторять людям то, что уже рассказывала.

Помню, как у нас она рассказывала: «Однажды шла из Цагатуя в Гэгэтуй, и вдруг посреди степи оказалась на длинной улице: с двух сторон дома, иду, а она всё не кончается...». Впоследствии ей сказали, что это было видение, что-то вроде миража.

Может, над ней пошутил хозяин священной горы Баян Баабай... Говорят, между Гэгэтуем и Цагатуем есть дорога Баян Баабай.

«Бывают дороги сабдаков (хозяев местности, духов). Есть гора Томогтын Ундэр, там есть такая дорога. Начинается с горы Амбава и идёт вниз по склону», - рассказывала мне мама, показывая рукой, где та дорога.

Другая история случилась с супругой Базара Будаева Хандамой. Когда Хандама (в пожилом возрасте) поднималась вверх в сторону Томокто на телеге, пастух, пасший овец, увидел, что всадник на большом чёрном коне скачет вслед за старушкой, а конь чуть ли не встаёт копытами в телегу.

Впоследствии тот пастух спросил: «Хандама, а кто это скакал тогда за тобой?». Она ответила: «Не знаю. Никого не видела!».

Того всадника, духа, увидел пастух, но не увидела Хандама...

А однажды такой «мираж» спас человеку жизнь. Когда Ширап Лубсанов был на фронте, произошёл такой случай. Лежал боец на земле, и вдруг перед ним показалась женщина в шёлковом бурятском дэгэле и приказала: «Встань с этого места, уйди подальше!». Он встал и лёг в стороне, подальше от того места. А в то место, где он лежал раньше, упала бомба.

Я сама слышала, как Ширап рассказывал эту историю, вернувшись с войны.

Записано со слов Цыреновой Цырен-Дулмы Дамбиевны.

Зов мертвых

Познакомившись со своим дядей из Гэгэтуя Базыром Цыренжаповым, я с ним подружился. Когда он скончался, я помогал на его похоронах, рыл яму для погребения.

Спустя долгое время то ли во сне, то ли наяву дядя Базыр пришел ко мне и говорит: «Пошли к нам, чай попьём». Я ему отвечаю: «Ой нет, некогда мне. Потом приду». Тогда он развернулся и ушёл, только не в сторону своего дома, а в сторону леса. Мне стало не по себе. Когда я рассказал об этом своему знакомому, тот сказал: «Если ты пошёл бы за ним, то непременно умер бы».

Однажды мне приснилось, что я копаю могилу. При этом покойный ныне Убдии лама поторапливает меня: «Быстрей! Как долго же ты копаешь! Скорее заканчивай!». До сих пор удивляюсь я, почему снятся сны, как будто наяву все происходит.

Записано со слов Раднаева Бориса Бадмаевича (из племени хамниганов), родившегося в 1941 году в местности Верхний Саянтуй. Из книги Санджэ-Сурун «Хатан эжы Зэдэмнай», 4 том.

Обряд против себя

Был сильный лама, который мог напустить несчастья на человека путем специального обряда («жадха хаяха»). Нарынские съели у него кобылу, и лама сделал против них этот обряд. И тогда все, кто участвовал в уничтожении кобылы, начали умирать друг за другом.

Спохватившись, несколько оставшихся в живых виновников злодейства отправили одного с просьбой к тому ламе, чтобы тот прекратил действие обряда, и поручили ему вручить ламе хадак. Лама, не подумав, тот хадак принял, но после спохватился: «Ой, беда! Я сделал ошибку...».

Но было поздно. Лама умер сам, так как обряд, направленный против злоумышленников, обернулся против него самого.

Записано со слов Чойдонова Суруна Гомбоевича.

«Мы летали над горами…»

У человека по имени Баяадай маленький сын играл вместе с другими ребятишками в прятки у соседнего строящегося дома и вдруг исчез. Искали его всю ночь, весь день назавтра - найти не могли.

Но к вечеру мальчик стоял на углу того же дома, откуда он исчез.

Когда его спросили, где он был, мальчик ответил: «Мы вдвоём с одним человеком на белом коне летали над горами, облетели все горы. На одной из вершин собралось много народу. Долго беседовали...»

Что это было, какой имело смысл - мы терялись в догадках. Конечно, испугались... А семья после того случая переехала на другое место.

Странное видение

Валя с двумя другими женщинами была в Малом Нарыне. Припозднились, втроём направились обратно в Гэгэтуй.

Проходя через Щуурэгтын дабаан, Валя оглянулась и увидела какую-то женщину в белом платке.

Проходя через дабаан, две попутчицы сделали подношение духам, а Валя, оказывается, этого не сделала.

Валя порылась в карманах, достала монетки и бросила духам, усердно при этом молясь. Тогда женщина (видение) исчезла. Тем не менее женщины дошли до Гэгэтуя в состоянии немалого душевного волнения.

Об этом случае Валя мне рассказала сама.

Записано со слов Бадмаевой Людмилы Дашанимаевны.

С бурятского на русский язык тексты перевели Е. Сундуева, С. Балсанов.