Азия
3869

Кяхтинские таможенники на страже интересов государства

1 сентября таможенный пост МАПП Кяхта отмечает свое 15-летие

Фото автора

Точкой отсчета истории пункта пропуска считается 1 сентября 2001 года, когда был открыт пост Наушкинской таможни. Сегодня МАПП Кяхта является самым крупным постом в регионе деятельности Бурятской таможни. в этом же году исполняется 25 лет со дня создания всей российской таможни. Накануне дня рождения корреспондент infpol.ru побывал на режимном объекте и ознакомился с трудовыми буднями именинников.

Ранним утром подъезжаем к воротам поста, где нас уже ожидают пограничники. По заранее подготовленным пропускам, предъявив паспорта, заходим на территорию режимного объекта. Перед воротами непривычно тихо и мало машин. Хотя внутренне уже готовились к столпотворению и многометровым очередям. «Понедельник, раннее утро, все еще спят», с такими мыслями проходим вглубь поста. О причинах такого затишья чуть позже.

Отлаженная система работы

Как известно, пост имеет три линии: грузовая, легковая и для автобусов. На первой обычно стоят большегрузы с пиломатериалами, лесом и продуктами питания. Досмотр грузовиков проходит довольно быстро, самое главное проверить все документы и сверить по декларации. Экспортируют лес как в обработанном, так и в необработанном виде.

«В основном везут готовый пиломатериал, который не облагается пошлиной. Круглый лес нужно задекларировать и оплатить. 1 кубометр стоит примерно 28$, хотя на самом деле рыночная стоимость превышает 100$», рассказывает один из инспекторов.

За смену пост принимает в среднем 20 большегрузов с лесом. С недавнего времени таможенным органам был передан еще и транспортный контроль, что позволяет перевозчикам работать в режиме «одной остановки».  

Самый большой поток, безусловно – легковой. Есть отдельно на въезд и выезд из России. Там и там очередь из автомобилей приличная. В основном едут монголы челночники на стареньких, разбитых легковушках. На то, чтобы досмотреть автомобиль уходит 3-5 минут, далее инспектор проходит внутрь здания для оформления, а это еще 5-7 минут. Сейчас Федеральная таможенная служба на 100% перешла к электронной подаче деклараций. Вся информация администрируется таможенниками исключительно в электронном виде.   

Как нам объяснил инспектор, если машина уже проезжала и не раз, то времени на оформление уходит мало. Но вот если впервые, то придется посидеть перед компьютером довольно долго. Нужно забить все данные в единую систему.

Пограничники осматривают всю машину, проверяют каждый сантиметр на предмет контрафактного товара. Кинологи со своими питомцами устраивают свою проверку. Четвероногие сотрудники ищут наркотики, психотропные вещества, оружие.

Если инспектор обнаружит нарушения в конструкции автомобиля или заподозрит в провозе контрабанды, автомобиль отправляют на рентген-сканирование. Для этого используется специальный инспекционно-досмотровый комплекс. ИДК используют на МАПП Кяхта уже 8 лет.

Сегодня автобусное направление работает в реверсивном режиме. То есть, пока проходят таможенный контроль пассажиры одного направления, другие, следующие в обратную сторону, должны подождать. Однако такая неудобная во всех смыслах система скоро будет устранена. В рамках реконструкции построили новый большой и вместительный автовокзал. Установлены три линии, рассчитанные на въезд из Монголии.

В перспективе хотят сделать «красную» и «зеленые» коридоры. По «зеленому» могут проходить те, у кого нет с собой товара, который нужно декларировать. А значит, скорость прохождения таможенного контроля может в разы увеличиться. Автовокзал может начать функционировать уже сейчас, так как все подключено, настроено и оборудовано. Но для этого нужно дождаться приказа о введении в эксплуатацию всего комплекса реконструкции. По предварительной информации МАПП Кяхта начнет функционировать в полную силу уже в октябре 2016 года.  

Почему так долго?

Поворотным моментом в работе МАПП Кяхта стала отмена визового режима с соседней Монголией в ноябре 2014 года. Пункт пропуска был к такому повороту событий не совсем готов. В первый же месяц пассажиро- и грузопоток увеличился на 20%, составив 1400 человек и 470 транспортных средств. В 2015 году в среднем через пост перемещалось 2300 человек. В этом году цифра возросла до 2600, а пиковая нагрузка превысила проектную мощность в три раза, составив 4500 человек.

Несмотря на большую загруженность, сотрудники МАПП Кяхта стараются укладываться во временные рамки таможенных процедур. Хотя не обходится без конфликтов и жалоб со стороны пассажиров и перевозчиков. Для того, чтобы разрешать конфликтные ситуации объективно, инспекторы работают с видеорегистраторами, на которых записывается весь процесс прохождения осмотра и оформления. Записи хранятся три месяца.

«По долгу службы мы должны быть максимально собраны, вежливы, уметь быстро принимать решения. Бывает, конечно, что люди начинают возмущаться, пишут жалобы. Наличие видеорегистратора во многом помогает нашей работе. Если на нас поступают жалобы, то мы поднимаем архив и просматриваем», рассказывает один из инспекторов.

В условиях незавершенной реконструкции, которая позволила бы увеличить площади пункта пропуска, таможенникам приходится работать в усиленном режиме. Пропускная способность поста – 500 машин в сутки. Фактически проходит до 900 автомобилей. Весь автотранспорт попадает на территорию через одни ворота. Там и образуется очередь. Переход на круглосуточный режим работы не особо увеличил пропускную способность. Отсюда и многочасовые ожидания, и недовольство граждан, пересекающих границу. Ожидать в очередях приходится за воротами, но заехав на зону таможенного контроля, все пассажиры проходят таможенное оформление в установленные сроки. Другими словами, инспекторы делают свою работу вовремя и качественно.

Таможенники работают в тесной связи с пограничниками. Кстати, нас сразу предупредили, что имена и их лица раскрывать не нужно. Фотографировать тоже нельзя.

О своей работе нам смог лишь рассказать заместитель начальника ЖДПП Наушки Сергей Воронцов:

«Традиционно у нас контроль в пункте пропуска осуществляется совместно с сотрудниками таможни. Во взаимодействии в течение 2015 года и первую половину текущего года задержано сокрытых товаров народного потребления на сумму более 800 тысяч рублей, в семи случаях выявлены огнестрельное оружие и более 180 изъято боеприпасов».

Помогают сиротам и спортсменам

Сотрудники МАПП Кяхта не только стоят на страже экономических интересов страны, но и ведут социально значимую деятельность. Так, под их шефством находится Субуктуйский детский дом Кяхтинского района. Сотрудники устраивают для ребятни праздники, собирают одежду, подарки, канцелярские товары. Также по инициативе должностных лиц поста была создана спортивная общественная организация «Клуб Мужество», где дети занимаются самбо.

«Сейчас в нем занимаются около 150 детей. Каждый год ко Дню таможенника организуется республиканский турнир по самбо, который уже приобрел статус международного. На соревнования приезжают дети из Монголии», рассказывает начальник МАПП Кяхта Юрий Шалашников.   

Из истории поста

Первым начальником был Писарев Вячеслав Викторович, который стоял на службе в таможенных органах с 1970 года. В 2009 году после реорганизации Сибирского федерального органа МАПП Кяхта стал подчиняться Бурятской таможне. С этого момента его возглавляет Юрий Викторович Шалашников, прошедший путь от инспектора Наушкинской таможни до начальника поста.

Сегодня в структуре МАПП Кяхта 6 подразделений: отдел таможенного досмотра; отдел специальных таможенных процедур; информационно-технический отдел; отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы; отдел административных расследований, отдел таможенного оформления и таможенного контроля. 

15 лет назад за день через пост проходило около трехсот человек и примерно 90 единиц транспорта, в настоящее время фактическая пропускная способность увеличилась в 10 раз.

С начала 2016 года по август через пункт пропуска в обоих направлениях проследовало около 660 тысяч пассажиров и более 190 тысяч транспортных средств для сравнения, в прошлом году за такой же период – 536 тысяч человек и 143 тысячи автомашин. В основном пост пересекают легковые транспортные средства, в среднем около 600 единиц в сутки, грузового транспорта следует около 160 единиц в сутки, автобусов 20 единиц. 

Перемещено 90 000 тонн грузов в обоих направлениях. При перемещении товаров через таможенную границу в ходе таможенного контроля, выявлено и пресечено более 500 правонарушений. Нужно отметить, что таможенным постом ежегодно возбуждается более 40% дел об административных правонарушениях всей Бурятской таможни. 

Эпилог

Вернемся к началу, где говорится о непривычной тишине на подъезде к пункту пропуска. К 12 часам дня ни одной машины в очереди не стояло. Мы спросили о причинах у одной женщины, которая сидела и откровенно скучала в своей машине подле кафе «Слобода». Ее зовут Нарантуяа, она жительница сомона Алтанбулаг.

«После того как визу отменили, практически все жители Алтанбулага начали таксовать, перевозя туристов, челночников и «кэмелов» с их товарами. Обычно провозят китайский товар, который завозят из Эрляня. До августа народу было очень много, приходилось целыми днями стоять в очереди, чтобы перейти границу. Сейчас рубль поднялся. Раньше меняли за 28 тугриков, а сейчас 35. Не выгодно стало. Туристов мало, у всех начинается учеба, люди выходят на работу после отпусков», рассказывает Нарантуяа.  

Автор: Виктория Олзоева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях