Азия
7301

Шаралдайские ужасы (мистические истории)

Фото: newmoon343.beon.ru

Это письмо нашего читателя с родины знаменитого писателя Исая Калашникова, из села Шаралдай. К сожалению, вместо фамилии он поставил неразборчивую подпись. Зато не только подробно описал мистический случай в Шаралдае, но и вспомнил интересные детали середины XX века. Мы постарались максимально сохранить стилистику письма нашего читателя.


Исай Калистратович Калашников – автор исторического романа
в  троех томах “Жастокий век” о жизни Чингис-хаана
Фото: baikal-media.ru 

В  далекие 50-е  годы  в  селе Шаралдай  Мухоршибирского  района  не  было  электричества. Только керосиновые лампы  и шесток  в  русской  печи,  где  можно  было  жечь  лучину. Или на таганке в чугунке варить картошку. Этим и освещалась изба. Новости слушали по радио, подвешенному к стене. В народе его называли «тарелкой», и она устанавливалась еще и не в каждой избе. Когда появилось  электричество,  оно подавалось  от  местной  МТС (машинно-тракторной станции). Там  стоял  дизель  генератора, который вырабатывал электроэнергию. Летом электроток подавали, когда наступали сумерки, примерно в 20.00, зимой пораньше — в 18.00, напряжение в сети было 127 вольт. Отключали  свет  в 22.00 — 23.00.


Село Шаралдай – наши дни
Фото: bgtrk.ru

Впрочем, электроприборов тогда никаких было, ток использовали только для освещения. Зачастую  свет отключался, и мы, ребятишки,  начинали  громко кричать: «Хай,  хай, свету дай!». Потому что мотористом по обслуживанию  дизель генераторов был татарин из переселенцев Хаим Муликов.

Сельские дети

Летом ребятня собиралась ватагами по 10 — 15 человек, в то  время  в  семьях  было много детворы. Мы играли в войнушку,  ходили  в  лес,  иногда с  ночевкой.  Спали  в  землянках,  сооруженных  своими  руками, или в шалашах из сосновых  и  березовых  веток.  Так  и в  этот  раз,  взяв  с  собой  провиант,  в  основном  хлеб,  соль, картошку, сало, яйца, мы гурьбой  отправились  в  лес  неподалеку  от  села. Наш  отец  летом всегда вялил свинину, которую  мы  брали  с  собой. 

За околицей Шаралдая  начинался  калтус —  заболоченный  в кочках  луг,  затем  пашня.  После  вспашки  была  проторена дорожка. По ней мы, подростки 12 — 13 лет, и шли, среди них мой старший брат Виктор.Он был старше меня на три года. Проходя среди поля, обратили  внимание  на  стоявший  в стороне восьмилемехный прицепной  тракторный  плуг.  Над ним возвышался большой железный  руль.  Он  служил  для регулировки глубины вспашки.

«Пойдем обратно, поиграем на нем», — решили мы. Пройдя  поле,  спустились по  пригорку  в  молодой  лесок. За  ним  в  ложбине  начиналась тайга.  Там  недалеко  протекала  речка  с  названием  Гахай, что  переводится  с  бурятского  как «свинья».  При  подходе к  ней  уже  издалека  слышится  звонкое  журчание  перекатывающихся  маленьких  волн с  довольно  быстрым  течением. Рыба в этой речке не водилась. Вода прозрачная,  холодная, почти колодезная, и очень вкусная — пьешь не напьешься.  Пили  мы  ее  некипяченую даже после жирной пищи (поджаренного  сала  или  яичницы), и  ничего  с  нами  не случалось.

Никакого расстройства желудка. Купались только в затонах, где вода немного прогревалась под солнцем. Поодаль вверх по течению, напротив Лысой горы, где водились змеи, находились полуразрушенные  водяные мельницы.  О  них  ходили  легенды, о них отдельная статья. Одна из мельниц принадлежала моему деду Ивану Григорьевичу, его я не застал при жизни. Насытившись  разными  лесными  яствами:  соцветиями багульника, побегами от молодых сосенок, хвоей  пихты, мы жевали  смолу  с  лиственниц, так получалась сера.

В этот день, вдоволь насладившись природой, полазив по деревьям,  поиграв,  собрались домой. По просьбе матери наломали веток хвои на помело. Так называли  веник  для  подметания  в  русской  печи.  Возвращаясь пройденным  путем, рассказывали  небылицы  про чертей, ведьм, колдунов и прочую нечисть.  Среди  ребятни находился  будущий  писатель, член Союза писателей России, наш  сосед и ученик Исая  Калашникова Виктор Носков. Он с  детства  увлекался  чтением художественной  литературы, был  хорошим  рассказчиком, писал стихи, рисовал.

Страшная неожиданность

Когда  мы  подошли  к  тракторному  плугу  на  расстояние 10 — 15  метров,  оцепенели от неожиданности. Из-под лемеха появилось  что-то  похожее  на  человека. Лохматое, все в шерсти, оно в одной руке или лапе держало горящий факел. Сначала  мы  оторопели, а затем без всякой команды бросились наутек. Бежали, оглядываясь, и видели, что он гнался  за  нами. Из  этой  компании ребят я был самый маленький  и  потому  отставал. Брат  подхватил меня  за  руку, во  второй  руке  я  продолжал удерживать помело.


Фото: scarabey.org

—  Бросай его! — приказал брат. Я подчинился. Бежали  мы без передыху. Еще у края паханого поля, где начинался луг, мы наблюдали, как чудовище бежало за нами, ведь  поле было открытое. Но когда добежали до изгороди, никого не увидели. Спрятаться

было негде,  все просматривалось.  Забежали  всей  гурьбой в  ближайший  дом от  проулка, где жил наш товарищ Леонид Носков. Закрылись на все крючки и колоды, притаились, глядя в окно и дрожа от страха, но так ничего и не увидели. Позже мы  рассказали  обо всем родителям. Сразу побоялись, что нас больше не отпустят в лес. Потом  при  разных беседах меж собой вспоминали этот случай. Никто так и не мог  объяснить  случившееся. Даже если бы кто-то подшутил над нами, это бы всплыло. К  тому  же  как  мог  спрятаться под лемехом плуга человек? Так и осталось это явление  загадкой  среди  вчерашних пацанов. Многих уже нет в живых. А ныне здравствующие при  встречах  иногда  вспоминают  безобидное  наше детство и этот случай.

Возможные причины мистических явлений в Тугнуйской долине

Странные явления в Мухоршибирском  районе можно объяснить тем, что здесь земля обильно полита кровью. В прямом  смысле. Здесь  у Меркитской крепости произошла первая битва Чингисхана за свою жену,  похищенную  местным племенем меркитов. К приходу сюда первых русских поселенцев Тугнуйская долина  считалась «лучшими землями» хори-бурят. Началось столкновение скотоводческой  и  земледельческой  культур.  Для  кочевников  нарушение  травяного  покрова земли с древности было не только грехом. Это грозило ухудшением пастбищ. И сейчас старые люди ругают детей, без нужды чертящих по земле прутиком. 

Земледельцу же степь видится  только будущей  пашней, дающей хлеб. Хотя Петр I подписал  указ о вечном владении хори-бурятами  породных земель, время неумолимо приводило к их нехватке. Крестьян прибывало все больше, и у бурят начали изымать пастбища,  особенно  хорошие,  по берегам рек. Вспыхивали неизбежные  споры по  земельному вопросу,  поскольку  в XVIII  веке  буряты  и  русские  сначала договорились о том, что левый берег  Сулхары  будет  принадлежать  русским,  а  правый — бурятам.  Но  Шаралдай  быстро рос, земель не хватало, и шаралдайцы  стали  осваивать правобережье  Сулхары.  Так, спор  о  земельных  угодьях  по речке Сулхаре между жителями Шаралдая  и  бурятами  Барун  Хубдутского  и  Барун  Харганатского  родов  пришлось разбирать самому царю. Местные власти, заседавшие тогда в Иркутске,  принимали то одну, то вторую  сторону. Видимо, поняв,  что от местных  чиновников ничего не добьешься, тугнуйские  буряты  дошли до самого  царя  Александра III. Он их принял лично с супругой, обещал много, но царского слова не сдержал.

Исторические цифры Шаралдая

1767 ГОД — в марте на 25 подводах прибывает третья партия старообрядцев под конвоем одного унтер-офицера и трёх рядовых солдат в «Заганские деревни». Из 453 поселенцев часть была определена в Шаралдай. Там к их приходу было 7 дворов.

1772 ГОД — семейские построили в Шаралдае 12 дворов.

1795 ГОД — в Шаралдае 40 новообрядческих православных дворов и 254 старообрядческих.

1834 ГОД — Иркутская казенная палата решает, что правобережье Сулхары отходит шаралдайцам.

1846 ГОД — в Шаралдае 1224 жителя, из них 894 старообрядца, 207 православных, 43 единоверца и 83 представителя других религий.

1861 ГОД — российский сенат в ответ на жалобу тугнуйцев отменил решение по правобережью Сулхары.

1885 ГОД — сенат утвердил решение иркутского губернского суда по требованию военного губернатора: «Спорные земли находятся по обе стороны речки Сулхары, признать пустопорожними землями». Так земли вновь отошли шаралдайцам.

Справка infpol.ru

Наш читатель не  совсем  верно  переводит  название села Шаралдай как «желтые пески». На самом деле есть три версии происхождения такого названия.

1.  Село с таким же названием есть в Боханском районе Усть-Ордынского округа. Считается, что там название селу дано от имени рода шаралдай булагатского племени. Поэтому первая версия названия «Шаралдай» относится к тому, что в Тугнуйской долине жил этот род булагатов, изгнанный отсюда в Приангарье как раз перед приходом русских поселенцев.

2.  Шаралдай —  имя  второй  жены  основателя  самого большого бурятского племени Хоридой мэргэна. Он не только дал свое имя племени хори, 11 его сыновей сами стали родоначальниками. Поэтому хори-бурят называют еще «народ 11 отцов». Единственная же дочь Хоридой мэргэна — красавица Алан  Гуа —  почиталась  как  праматерь  золотого рода Чингисхана. Жена по имени Шаралдай родила сыновей по именам Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид. Эти рода, особенно в большом количестве хубдуты, и населяютТугнуйскую долину.

3.  Это сейчас считается, что Шаралдай чисто семейское село. На самом деле в 1732 году известный ученый и путешественник Г.Ф. Миллер упомянул двухдворку селенгинского посадского человека Алексея Чулкова на речке Цулхаре. Вероятно, именно на этом месте было основано село Шаралдай. До заселения в эти места семейских прибывавшие сюдарусские поселенцы нанимались у местных бурят пасти скот, живя в таких же войлочных юртах, как и они. Поскольку русских женщин тогда было мало, поселенцы женились на местных. Потомков таких смешанных браков называют «карымами». К ним относят и Носковых. В самом Шаралдае до сих пор бытуют семейные прозвища, по которым можно понять происхождение  предков  шаралдайцев.  Например,  известный клан Калашниковых, подаривший нам великого писателя, называли «сонголами». Яковлевы именуются «тугутами».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях