Многие из нас слышали восторженные отзывы друзей, коллег, соседей о настоящем быте монгольских скотоводов. Но стоит ли ехать за тысячу километров, когда экзотика рядом с нами?
Чтобы погрузиться в культуру кочевников, почувствовать дух номадов, можно ехать в Еравну. Там восстанавливают старинные традиции кочевого народа. Такая большая работа в Еравне проводится в рамках 90-летия района. В Ульдурге, например, реконструировали обряд даага дэллээн, когда годовалым жеребцам подрезают кончики гривы и хвоста, в Можайке – стрижки овец, в Усть-Эгите – стрельбу из лука на полном скаку. Восстановленные традиции кочевников, наряду с мировой святыней Зандан Жуу, целебными аршанами, синими озерами, древними наскальными рисунками, могут войти в «золотое кольцо» Еравны.

Мастер-класс показал известный стригаль Батожаргал Жалсанов

Традиции продолжаются

Когда барашкам приходит время скидывать с себя роскошные шубки, в Еравне традиционно отмечают День овцевода. Там подводят итоги работы отрасли за прошедший период, поощряют лучших овцеводов, намечают планы. На этот раз в Еравне праздник провели в другом формате и посвятили 90-летию района. Местом его проведения выбрали Можайку. Это село с советских времен славится знатными овцеводами. Один из них – Балдан-Дамба Эрдынеевич Ринчинов. Он – кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, Почетный гражданин Республики Бурятия и Еравнинского района. Трудовую славу колхоза «Дружба» поднимал передовой чабан Цырендоржо Базарсадуев. Вся Еравна знает чабанские династии Ринчиновых и Чимитовых. И сегодня СПК «Дружба» продолжает традиции овцеводства. На пяти животноводческих стоянках разводят овец забайкальской тонкорунной породы. Праздник овцевода прошел на стоянке старейшего чабана сельхозпредприятия Сергея Березовского.

Благодарность

В лучших традициях кочевников еравнинцы показали, как в старину проходила стрижка овец. Она начиналась с наступления по-летнему теплых дней и продолжалась до роста сорных растений. Это было большим праздником для скотоводов. Они радовались, что успешно пережили суровую зиму, сохранили скот. Поэтому не случайно краевед, исполнитель народных песен Ринчин Санданов с благодарностью окропил овец молоком за то, что они дают людям белую пищу, богатый приплод, пушистую шерсть и жирное мясо.

На народный праздник пришли и взрослые, и дети

Древность рядом

Артисты местного народного фольклорного ансамбля «Ленхобо» реконструировали народные обычаи, связанные со стрижкой овец. Но как же народный праздник без настоящей юрты – жилища кочевников? Для этого посреди живописной поляны в южных окрестностях Можайки сельчане разбили настоящую юрту. Она у них, кстати, не одна. Есть даже восьмистенная. Ее сельчане повезут в райцентр на юбилей района, где будут встречать дорогих гостей. Благо им этого опыта не занимать. Ведь ансамбль не раз становился победителем международного конкурса «Алтаргана», Ёрдынских игр.
Мастер-класс по ручной стрижке овец показал Батожаргал Жалсанов. Он – многократный победитель стрижки овец, хозяйство не раз премировало его путевкой в разные города России, на ВДНХ в Москве. За несколько минут Батожаргал Дабаевич ножницами снял с барашка пушистую шубку. Животное даже не успело сообразить, что с ним делают.
Тем временем белоснежная юрта манила гостей особой атмосферой. Каждый посчитал долгом зайти в нее, сделать подношение на алтарь, поговорить с хозяевами о делах деревенских. Хозяйка юрты Жибзема Рыгденова – общественник, директор Дома культуры в Можайке, участница ансамбля «Ленхобо». Вместе с коллегами по ансамблю она возрождает народные традиции и обычаи. Шустрые женщины и степенные мужчины, бойкие юноши и девушки в нарядных национальных костюмах показали, как наши предки перерабатывали овчину на ручной и ножной кожемялках. Работа ни на минуту не останавливалась. Женская половина села в круг и начала взбивать шерсть тальниковыми прутиками. Мужчины катали войлок. Кто-то вязал из шерсти. А тем временем и малыши не отставали. Они подносили дрова к очагу, успевали играть в шагай. Словом, это было настолько красиво, душевно и правдоподобно, будто ты на самом деле окунулся в старину, которую показывают в редких кинохрониках.

- Наш ансамбль восстанавливает народные традиции. Его участники – энтузиасты своего дела. И в будни, и в выходные они репетируют в клубе, радуют земляков новыми номерами. Сегодня совместными усилиями активистов и старейшин села мы показали народные традиции, связанные с овцеводством, - рассказал глава сельского поселения «Эгитуйское» Слава Дониров.

Какой праздник без игр! Под одобрительные возгласы юноши сыграли в зоську

Поддержка овцеводства

Глава района Цыденжап Шагдаров рассказал, что не случайно в Можайке провели День овцевода. Здесь сохранили традиции ведения овцеводства.

- Овцеводство – традиционное направление животноводства в районе, поэтому его возрождение и развитие – одна из задач районной власти. Сегодня в Еравне три хозяйства занимаются овцеводством. СПК «Дружба» специализир уется на разведении забайкальской тонкорунной породы овец, «Победа» разводит эдильбаев, а «Ульдурга» - «буубэй». Наши хозяйства традиционно участвуют в специализированных выставках и занимают призовые места. Мы поощряем развитие овцеводства не только на сельхозпредприятиях, но и в частном подворье и фермерских хозяйствах. Потому что это не только круглый год мясо на столе, но и возвращение к номадному животноводству, - рассказал глава Цыденжап Шагдаров.

Он также сообщил, что район участвует в проекте «Социальная отара», инициированном Буддийской традиционной сангхой России и лично Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Первые 200 овец агинской курдючной породы в район завезли еще летом 2013 года. С тех пор каждый год молодые семьи, начинающие фермеры получают десятки овец в рамках благотворительного проекта.
Сегодня в Еравне более 20 тысяч овец. Их станет еще больше. Власти района делают все, чтобы жители Еравны не забывали о своих обычаях, чтобы на ее бескрайних просторах тучнели и размножались традиционные для степных кочевников домашние животные.

Раньше после сушки тонким прутиком отбивали шерсть, чтобы она стала мягкой и пушистой