байкальская рыбалка
5756

Индейцы на льду, «Маски-шоу» и миллион рублей участникам СВО: Чем запомнилась «Байкальская рыбалка-2024»?

Репортаж с ежегодного фестиваля по рыбной ловле

Фото: Олик Алексеева

В Бурятии в районе посёлка Турка 29–30 марта прошёл ежегодный фестиваль «Байкальская рыбалка». В этом году он отметил своё «совершеннолетие», потому что состоялся уже в 18-й раз. Более 250 команд (а это свыше тысячи участников) вышли на лёд озера, чтобы посоревноваться за главный приз – автомобиль УАЗ «Патриот».

Трудовая рыбалка

В первый день фестиваля прошли регистрация участников, обряды освящения и почитания хозяев местности, церемония открытия и жеребьёвка участников, кто на каком участке будет ловить рыбу. Основное мероприятие началось во второй день. В 8 утра был дан старт сигнальной ракетой, и рыбаки вышли на лёд – каждая команда на свой участок. В этом году посоревноваться в рыбной ловле приехали 257 команд со всей страны.

Вместе с рыбаками на лёд вышли и мы. И первым, кого мы встретили на льду (считай, повезло), был основатель «Байкальской рыбалки», руководитель ГК «Титан» Вадим Бредний. Он не спеша прогуливался, осматривая участки вместе с главным судьёй соревнований и представителями оргкомитета.

– Место не рыбное, если сказать прямо. Это будет трудовая рыбалка, – сразу же отметил Вадим Витальевич, накануне безуспешно порыбачивший здесь лично.

Что касается самой организации «Байкальской рыбалки», то за столько лет здесь всё уже отлажено и работает на автоматизме. На каждом участке есть свой контролёр, который следит, чтобы никто не подкинул участникам рыбу. Если такое случится, то команда снимается с соревнований и её ждёт пожизненная дисквалификация. В полдень рыбалка завершается, участники взвешивают улов, и оргкомитет подсчитывает результаты.

– У нас одна рыбалка заканчивается, начинается подготовка уже к следующей, – говорит Вадим Бредний. – В этом году главный приз – УАЗ «Патриот». Естественно, призы должны быть знаковые. Второй приз – квадроцикл, третий – лодочный мотор «Ямаха-130». И дальше палатки, эхолот, навигаторы, электростанции и так далее. Такие добротные призы, так что есть за что побороться. Но так как формат проведения фестивальный, мы придумали, чтобы было много разных номинаций – приз за лучшую экипировку, например. Посмотрите, как участники одеты! Каждая команда с флагом – во все времена это было знаменем победы. Будем выбирать лучших, а это целая проблема, потому что очень много ярких участников – из великого множества надо выбрать три команды.

Кстати, ещё один рекорд, который в этом году поставил фестиваль, – самая холодная «Байкальская рыбалка». На момент начала ловли термометр показывал минус 18 градусов.

Без удачи никак

Рекордом стало и количество женских команд. Прежде на рыбалку приезжало чуть более 20 таких команд, в этом году их было 40! Женщины сами сверлят лунки тяжёлым буром, подкармливают рыбу и терпеливо сидят с удочкой.

– У каждого своё увлечение, – улыбается Вера, представительница команды «Открытый горячий бассейн «Ильинка», приехавшей на лёд в забавных костюмах дракош. – Я лично второй год приезжаю, предложили от коллектива, и я с удовольствием согласилась, потому что никогда не была на рыбалке. Мне интересно. Хоть маленькую рыбку поймать должны. Тут очень много профессионалов, но как повезёт – больше от удачи всё зависит.

В том, что удачу должен сопровождать профессионализм, уверен и Бадма Дашинимаев, участник улан-удэнской команды «Спортивная школа олимпийского резерва № 10».

– Снасть нужно настроить тонко, потому что в другом месте, где больше хищной рыбы, грубая снасть нужна, а здесь в зависимости от того, какая рыба водится, ширики нужны маленькие, – объясняет рыбак. – Смотря где и на какую рыбу рыбачить – у нас есть горная, речная, озёрная, в каждом водоёме своя рыба. Например, вы же на слона не пойдёте с малокалиберной винтовкой. И удача – без неё никак. Хотя для нашей команды это первый опыт. Времени на рыбалку мало – соревнования, сборы, тренировки. Главное – участие. Маленький ребёнок тоже сразу не станет олимпийским чемпионом – мы их растим. То же самое и здесь. Я сам давно уже не рыбачил. Приехал просто посмотреть, как здесь всё происходит, ведь всё равно устаёшь от городской суеты, беготни.

География участников растянулась от Санкт-Петербурга до Владивостока. В Турку приехали команды из Хабаровска, Якутии, Читы, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Алтая, Тывы, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Были и участники из Монголии. Говорят, в эти дни в ближайших прибайкальских посёлках были заняты абсолютно все гостевые домики.

– Здесь должен побывать, наверное, каждый рыбак. Это того стоит, – уверен Дмитрий Андрюшкин из команды «Сургут». – Помимо основного мероприятия ты можешь посетить любую точку Байкала и половить разную рыбу. Это место уникально своей рыбой – байкальский омуль известен на всю страну, а водится он только здесь. Здесь и природа по-своему уникальна.

Креатив участников

Как всегда, многие команды отличились яркими и интересными костюмами. Например, команда городского перинатального центра нарядилась в карапузов в подгузниках, а работники «Водоканала» вышли на лёд в образе героев «Деревни дураков» из знаменитого «Каламбура».

– Костюмы мы придумали быстро. В наше немного грустное время хотелось веселья, радости, причём такой доброй радости. Поэтому придумали такой каламбур. Наша цель – чуть-чуть поймать рыбы и, конечно, чтобы люди, которые вокруг, улыбались, просто радовались хорошему настроению, – сказала капитан команды «Маски-шоу» Ольга Стрелкина.

На льду мы встретили и богатырей, и Змея Горыныча, и цветочных див, и мушкетёров.

В пятый раз сюда приехала команда педагогов из Нижнеангарска. Эта команда трижды занимала первое место за костюмы (тогда они были папуасами, инопланетянами, героями фильма «Малефисента»), а на предыдущей рыбалке удостоилась второго места за образы викингов. В этот раз команда назвалась «СеVерянчи» и приехала в костюмах индейцев. Одежды, как и всегда, сделаны вручную.

– В наших костюмах ещё никогда не участвовали перья. А что связано с перьями? Естественно, индейцы, поэтому решили сделать такое племя, – рассказывает капитан команды Карина. – Мы приезжаем сюда пятый год, нас уже многие люди знают и ждут от нас чего-то нового, поэтому стараемся немножко людей удивить. Идея наша, воплощение нашей знакомой швеи.

Верность фестивалю

Из других преданных ветеранов «Байкальской рыбалки», которых мы видим здесь каждый год, мы встретили «Археологов из Томска». Команда уже брала приз «За верность «Байкальской рыбалке». На самом деле они не археологи, а назвались так по цитате из фильма «Джентльмены удачи»: «Звоню папе, спрашиваю, кто это у нас там на даче, он отвечает: «Это мои коллеги-археологи из Томска»».

– В первый раз приехал сюда в 2009 году, с тех пор не пропустил ни разу, – говорит представитель команды Андрей Буланов. – Я приезжаю отдыхать. Здесь рыбы нет, её и не было здесь никогда, поэтому, если кто-то здесь чего-то и поймает, это фарт. Мы отдыхаем, разговариваем, встречаемся и дышим воздухом Байкала, набираемся энергии, силы. Мысль есть, что мы можем выиграть. Всё равно рыба придёт, может быть, не сегодня, но она будет. Не в этом году, так в следующем.

Поколение рыбаков

С недавних пор проходят здесь состязания и по детской рыбной ловле. Каждый ребёнок вышел на лёд в сопровождении одного взрослого родственника, которому разрешено вместе бурить лунку и помогать с наживкой. Всего в битве за детский квадроцикл приняли участие около ста ребят.

Вот стоит рыбак Денис и наблюдает за шестилетним сыном Ярославом, который сидит над лункой в костюме лешего.

– Приехали поучаствовать, костюм показать. Я сам рыбак, и все трое сыновей тоже. Тут участвует самый маленький. Средний два года назад участвовал здесь, теперь до маленького очередь дошла, – с гордостью говорит отец участника. – Для меня радостно, когда у детей на рыбалке что-то получается, в основном когда первый улов. Едешь на рыбалку даже не ради того, чтобы самому что-то поймать, а чтобы ребёнок поймал, и увидеть, как он счастлив.

Дмитрий Певцов и его сложные отношения с рыбалкой

Когда рыбалка завершилась, все пошли к сцене на берегу смотреть зажигательный концерт с участием звёзд бурятской эстрады и танцевальных коллективов. «Изюминкой» стало выступление приглашённой звезды, почётного гостя фестиваля – народного артиста России Дмитрия Певцова. Зрителям он больше известен как киноактёр, прежде всего по роли бандита «Чёрного адвоката» в культовом сериале «Бандитский Петербург» (18+).

Актёр ещё и прекрасно поёт, играет на гитаре, гастролирует с концертами с оркестром. Для зрителей и участников «Байкальской рыбалки» он исполнил песню Владимира Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» под гитару, песню из спектакля «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду», конечно же, главный хит из «Бандитского Петербурга» – песню Игоря Корнелюка «Город, которого нет» и другие песни.

Во время рыбалки Дмитрий Певцов гулял по льду озера, любезно общался с участниками, гостями фестиваля, успевал наслаждаться ярким солнцем и никому не отказывал в совместном фото.

Побеседовал Дмитрий и с журналистами. Он выразил своё восхищение байкальским льдом и подивился уникальной красотой природы и озера.

– Город я не видел, Улан-Удэ был для меня в виде пробки. Зимой я здесь впервые. А природа прекрасная и великолепная, величественно всё – и это всё наше, – сказал он.

А вот с рыбалкой у актёра, как оказалось, отношения сложные.

– Рыбалка - это всё-таки не моё. Я за 60 лет раза два был на рыбалке. Я этого занятия не понимаю. Вот ты сидишь – ни рыба тебя не видит, ни ты её... Но здесь главное даже не факт самой рыбалки, а то, что происходит вокруг. Это замечательно, мне это очень понравилось. Огромное количество людей со всей страны и не только, музыка, общение, выдумки участников по костюмам – я сфотографировался с индейцами, с девчонками в памперсах из перинатального центра, с «археологами» из реплики из «Джентльменов удачи». Здесь всё в порядке с юмором. Совершенно неожиданно мне передали привет от студентки из МГИМО, где я недавно был. Папа её оказался здесь и передал мне привет. Мне сегодня дали попробовать рыбные буузы, говорят, это тоже редкость. Я позволил себе их поесть, хотя сейчас идёт Великий пост, но я как путешественник сказала себе: «Эх, когда я ещё буузы поем?!» И поел, мне понравилось. Руками, конечно! Буузы есть вилкой – это преступление. Я надеюсь, что нас позовут сюда в следующем году, и, может быть, мы приедем с оркестром и выступим в филармонии в Улан-Удэ. У нас уникальный коллектив: мы делаем то, что никто (из тех, кто поёт по-русски) не делает в нашей стране. Бог даст, ещё увидимся, – ответил на вопросы почётный гость фестиваля.

15 килограммов рыбы на всех

И вот настал момент, которого все ждали, – церемония награждения. Суммарный улов всех участников рыбалки составил 15 килограммов рыбы. Участники удостоились «Приза Памяти Алексея Булдакова», награды за самую крупную рыбу, за волю к победе, наградили лучшую группу поддержки, самого юного участника (6 лет) и самого старшего (76 лет). «СеVерянчи» получили первое место за лучший костюм.

В детской рыбалке, увы, никто ничего не поймал, и поэтому всех ребят справедливо наградили за волю к победе.

Соревновались на фестивале и шесть команд, состоящие из участников СВО. Все мужчины получили спецпризы. Также оргкомитет «Байкальской рыбалки» направил 1 млн рублей на нужды СВО.

Первое место в номинации «Лучшая женская команда» получили сразу две команды – «АО «ВРК-1 женская» и  «Фишка». Все участницы награждены путёвками в Сочи.

И, наконец, главное. Впервые за 18-летнюю историю «Байкальской рыбалки» чемпионом фестиваля стала женская команда. «Леди Бур» поймали 811 граммов рыбы, чем обеспечили себе победу и забрали главный приз – новенький УАЗ «Патриот».

В целом места определились следующим образом:

- 10-е место (288 г) – «Депутаты Джиды», приз – автохолодильник.
- 9-е место (320 г) – «Адреналин» (Иркутск и Улан-Удэ), приз – подводная камера.
- 8-е место (415 г) – «Вымпел» (Улан-Удэ), приз – навигатор.
- 7-е место (458 г) – «Байкал 4х4», приз – эхолот.
- 6-е место (460 г) - «АО «ВРК-1 мужская», приз – мотоледобур.
- 5-е место (511 г) – «Конфитрей» (Иркутск), приз – генератор.
- 4-е место (562 г) – «Медведь» (Чита), приз – лодка 4-местная.
- 3-е место (627 г) – «Цунами» (Красноярск), приз – лодочный мотор «Ямаха».
- 2-е место (631 г) – «Кяхта», приз – квадроцикл.
- 1-е место (811 г) – женская команда «Леди Бур» (Улан-Удэ), приз – УАЗ «Патриот».

Со всеми подробными результатами можно ознакомиться на сайте байкальскаярыбалка.рф

Очередной фестиваль прошёл интересно и весело. Отрадно, что год от года его участники подходят к процессу более креативно и ответственно. Праздник удался. Самое главное, что никто не уехал отсюда расстроенным. Пусть не все поймали рыбу, но однозначно поймали отличное настроение и приятные воспоминания.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях