мистика
5890

Легенды об алмасах. Часть вторая

Как жители Монголии повстречались со страшным лесным существом

Рисунок очевидца из книги «Алмас хайсан гурван жилийн хорин найман учрал»

Вопрос о том, существует ли дикий человек, называемый алмасом, привлек интерес многих народов, был исследован, в результате опубликованы различные сообщения и материалы.

Книга Тогсийна Содноя «Алмас хайсан гурван жилийн хорин найман учрал» («Двадцать восемь встреч за три года поиска алмасов») рассказывает об одном из инициаторов поиска алмасов в Монголии – Джугдере Дамдине, партизане народной революции, писателе и ветеране-исследователе. Он приложил большие усилия, чтобы донести оригинальную информацию, которую нашел об алмасе, до широкой общественности, включая ученых и исследователей гуманитарных наук.

Книга переведена на русский язык исследователем непознанного в Бурятии, автором серии книг «Тайны Бурятии и Байкала» Борисом Машковичем

Первую часть историй можно прочитать по этой ссылке: Легенды об алмасах. Часть первая

Новость пятнадцатая

5 июня 1964 года

Тогтоган по фамилии Шанамхаан, жительница 3-го района сомона Улгий аймака Баян-Улгий:

«Мы купили дом и переехали на рудник. Однако в каньоне реки Дир (Буг) машина сломалась, и дальше ехать не было никакой надежды. Я принесла воды и пошла к реке, чтобы заварить чай, а на другом берегу реки медленно шло человекоподобное существо с пышной шерстью на теле.

Раньше я слышала о таком существе на этой реке, поэтому подумала, что это должно быть оно. Когда я вернулась и рассказала об этом мужу и людям, которые были со мной, они не обратили особого внимания».

Новость шестнадцатая

Хавилхаан по фамилии Джалбай, 14-летний мальчик из состава 2-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Я шел посреди поля со своими младшими братьями Кавеном и Долелом. Но на дереве появилось человекоподобное существо с ребенком. Его голова была покрыта волосами, все тело также было волосатым, и волосы на его животе казались длинными здесь и там. Очевидно, он услышал нас. Он схватил маленькое животное, похожее на детеныша, взвалил его себе на плечо и скрылся за рекой.

У ребенка, казалось, были красивые светлые волосы. У большого животного был плоский лоб, короткая шея и большие ноздри. Очень уродливое существо.

Мы испугались и спрятались в деревьях. Когда животное пошло прятаться, мы рассказали старшим в доме и отвели их на то место, где оно было. На песке были следы, похожие на человеческие. Сообщили об этом в аймак, прибыл человек по имени Дуламрагчаа, 1-й секретарь обкома партии, с несколькими людьми и сфотографировал следы».

Новость семнадцатая

Дуламрагчаа Джалбаин, 1-й секретарь Баян-Улгийского райкома партии, сфотографировал цепочку следов:

«Судя по состоянию следов на фотографии, это был не человеческий след. Пальцы его ног были очень мозолистыми, а ступни – большими и неуклюжими. Походка неправильная, длина следа – около 24,0 см, ширина стопы – 8,0 см, ширина пятки – 5,0 см. Длина пальцев составляла 2–3 см.

В 126 см левее первой линии следов находилась вторая линия. Его длина составляла 24,5 см, ширина – 5 см, глубина погружения в землю следа – 2–3 см.

26 сентября 1990 года Батнасан из средней школы сомона Эрденебурен аймака Ховд, партийный работник Гарам Баттулга и водитель Санджаайг Улзи выехали из ущелья Сенджит, когда увидели высокого чернокожего мужчину, идущего впереди них примерно в 800 метрах. Большое обнаженное гуманоидное существо. Но этот голый большой черный мужчина вскочил и исчез.

Когда он подошел к тому месту, где тот находился, и измерил следы ступней, оставшиеся во влажной зоне, длина стопы составила 40 см, ширина пятки – 8 см, длина пальца – 10–13,0 см. Глубина погружения в грунт составляла 1,48–1,86 см, а местами было 2,61 см.  

Ноосойин Суренджав, репортер газеты «Ходолмур», работавший там в то время, сфотографировал следы дикаря». 

Новость восемнадцатая

1 октября 1964 года

Урджиилай по фамилии Кегсеген, из 2-й бригады сомона Бугат аймака Баян-Улгий:

«Я пошел за верблюдом, которого подоили недалеко от дома. Подошел к верблюду и отвязал его, когда услышал звук какого-то животного, похожий на плач ребенка или скулеж щенка. Я обернулся и огляделся... Это было похоже на человека, сидящего посреди лопуха. Я испугался, оставил верблюда и побежал к дому. Немного успокоился и посмотрел на другое животное. Оно встало на две ноги, как человек, и после нескольких прыжков исчезло в лесу.

Это существо было ростом с Хумаара. Голова у него большая, волосы растрепаны, лицо смуглое, подбородок длинный, глаза большие, нижние веки красные, нос невыдающийся, две ноздри большие, все тело темное. Волосы каштановые, фигура у него верблюжья, шея короткая и толстая, ноги по форме как рыба».

Новость девятнадцатая

Коля Саина, из 2-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Я вместе со своими сестрами Дуламджав и Дарсурен пошел собирать дрова возле дома – в местечко под названием Худжт Буир. Но из-под бургаса (ива, тальник) вышло уродливое красно-коричневое существо с носом, ртом и головой, как у человека. Его волосы выглядели растрепанными».

Новость двадцатая

2 июня 1964 года

Бата по фамилии Темур, из 1-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Я ехал на лошади по густым зарослям реки Дир (Буг – Оленьей). Затем передо мной появилось что-то похожее на человека. Существо ходило на двух ногах, как человек, имело красновато-коричневое тело и было небольшого роста».

Новость двадцать первая

5 июня 1964 года

Авзи по фамилии Тунгаа, из 1-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Я собирался завести верблюда с ребенком по распоряжению Олагчу Зудева и увидел человекоподобное животное, сидящее посреди густого бургаса. Тело существа было покрыто волосами, а волосы на голове были в беспорядке».

Новость двадцать вторая

14 сентября 1964 года

Далел по фамилии Джалбай, из 2-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Я шел с двумя своими братьями за дровами через болота реки Дир (Буг), и посреди болота у меня за плечом появилось уродливое существо с ребенком, похожее на человека.

Тело животного было погружено в воду, и когда оно перешло реку на запад, то схватило детское животное и понесло за собой. Мы видели, как он прятался в кустах, но волосы у него были не как у человека, а как у животного».

Новость двадцать третья

28 октября 1964 года

Зиналдай по фамилии Анербек, из 1-й бригады сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«В нашем районе вспыхнул коровий ящур, поэтому я был мобилизован на караульную службу и выходил ночью вместе с Барамбаем и Ходжибаем из того же сомона. Место, по которому мы шли, представляло собой пустынную землю, где не было ни людей, ни животных, а посреди кустов лежало человекоподобное существо. Мы смотрели на свою находку. Верблюд, на котором мы ехали, шарахнулся от него. Я упал с испугавшегося верблюда и потерял сознание. Очнулся, пролежав несколько дней.

Существо лежало на четвереньках и имело очень большое тело, покрытое волосами, оно было желтовато-коричневого цвета. На самом деле я встречал много таких существ на реке Дир (Буг).

Люди, вероятно, звери. В наших краях говорят, что они пахнут хуже, чем люди, вот почему наши верблюды, возможно, испугались».

Новость двадцать четвертая

12 ноября 1964 года

Зинал по фамилии Махдамба, ветеринарная медсестра из сомона Ногон Нур аймака Баян-Улгий:

«Когда стемнело, я шла к реке Дир (Буг), чтобы навестить свою семью, и передо мной появилось что-то похожее на человека на лошади. Высокое черное существо казалось очень большим. Оно подошло ближе, и я увидела, что оно было похоже на человека, с волосами по всему телу. Волосы на голове были разбросаны во все стороны. Я пошла к комбригу и сказала ему об этом. Это было существо, которое ни человек, ни животное».

Новость двадцать пятая

Пятьдесят лет назад две сестры в возрасте 13 и 14 лет пропали, когда пасли ягнят. Они были схвачены алмасами и много лет находились под их контролем. За это время алмасы не причинили двум девочкам ничего вредного или опасного, относились к ним как к своим потомкам или котятам. Говорят, что было два алмаса, самец и самка, и двух девочек они держали под присмотром. Их контролировали в течение 13 лет.

Если бы алмасы увидели поблизости человеческие вещи или услышали бы какой-нибудь звук, они бы спрятали двух девушек и жили с ними. Алмасы каждый день приносили девочкам корень растения, и когда они ели его, они не были голодны весь день. Эти девушки были в безопасности 13 лет. Но однажды они сбежали и вернулись домой.

Дж. Дамдин в своем исследовательском отчете 1964 года писал, что сейчас одна из них, женщина по имени Хар Чохен, живет в сомоне Ногон Нур аймака Баян-Улгий.

Новость двадцать шестая

25 августа 1939 года

Недалеко от перевала Хамар реки Халх шли два маленьких голых человекоподобных животных с желто-коричневой шерстью по всему телу, и пограничник, решив, что это замаскированный шпион, застрелил одного из них.

В это время его посетил полковник Холташников, который был начальником особого отдела 8-й специальной моторизованной бронетанковой бригады Советского Союза, находившейся в восточной части Монголии. В 1959 году об этом случае сообщили в письме в отделения АН СССР и Монгольской академии наук.

Старик из этого района, присутствовавший при осмотре животного, подобного этому мертвецу, сказал, что в их краях есть такой дикий человек.

Новость двадцать седьмая

Чимидин Чулуун, герой труда, лидер профсоюза, из сомона Бигер аймака Гоби-Алтай:

«В середине восьмидесятых годов в сомон Бигер приезжали охотники из зарубежных стран, чтобы поохотиться на аргала и горного козла.

Спустя два дня жители сомона назначили охотника, который должен был построить палаточный лагерь для приезжих среди пшеничных полей возле горы Бурхан и обеспечить их ночлегом и едой.

Тот же охотник ночевал в своем походном домике, и в полночь его лошадь зафыркала, поэтому он оставил в доме свечу, взял ружье и вышел на улицу, чтобы немного послушать. Он сидел лицом к дому. Большое черное гуманоидное существо пришло с северо-западной стороны и начало заглядывать в дом. Охотник навел ружье на дом, чувствуя себя очень неуютно, а животное издало противный крик и, как будто срывая камни, убежало в том направлении, откуда пришло».

Новость двадцать восьмая

Исследователь Равджир полгода встречался с людьми, он искал животных. 15 декабря 1973 года исследователь увидел на снегу след алмаса. Преследуя алмаса с двумя пастухами из этого района, он прошёл 18 км в первый день и 8 км во второй день и потерял следы после достижения бесснежной горы Ёлтын возле озера Шар сомона Буган.

По словам пастуха Мусаи, он нашел алмаса 13 февраля 1974 года в горах Асгат в районе сомона Ногон Нур. По мнению людей, видевших существо, это что-то среднее между человеком и животным.

В настоящее время нет конкретных доказательств того, что поиски алмасов увенчались успехом. Одна из главных причин этого заключается в том, что дикий человек, называемый алмасом, обладает очень острым зрением, слухом и обонянием, высокой способностью обнаруживать запахи тела на очень большом расстоянии, у него сильный инстинкт прятать остатки своей пищи и экскременты, как у кошки, преимущественно в темноте. Приведенные выше данные показывают, что алмас ночное животное.

Колыбель человека в Монголии

В пермский период, или около 300 миллионов лет назад, великое море, существовавшее на территории нынешней Монголии, в основном исчезло и с домелового периода появились многие виды наземных животных, а в конце этого периода – млекопитающие.

В палеогеновую эпоху в фауне современной Монголии были очень широко распространены млекопитающие, в том числе человекообразные обезьяны.

Очень интересно, что нижняя челюсть обезьяны, найденной в Шаамаре в 1975 году, аналогична челюсти человека, и нет сомнения, что обезьяны существовали в Монголии 3,2–3,7 миллиона лет назад.

Американская исследовательская группа, возглавляемая Р. Эндрюсом, работавшая в горах Монголии, опубликовала работу под названием «Монгольская геология», она пришла к выводу, что «центральная часть Азиатского континента была заселена раньше, чем были заселены другие крупные регионы».

В позднем палеогене, среднем и позднем олигоцене климат в Средней Азии становился все более засушливым, и этот процесс продолжался на протяжении всего неогенового периода, что сильно отразилось на развитии фауны во всех направлениях.

А в эколого-географических условиях Средней Азии, где нет лесов и суровый климат, всем животным пришлось пережить холод, научиться находить пищу и жить в голых местах. В этой ситуации древним антропоморфам ничего не оставалось, как передвигаться по тропическим лесам или жить на голой земле.

Человекоподобные обезьяны живут группами, чтобы защитить себя и найти пищу, бороться за жизнь, используя деревья и камни в качестве оружия. Их мозг продолжает развиваться в предгорьях меняющихся гор, а предпосылкой превращения их в человека стало то, что древние человекообразные начали приспосабливаться к скалам и голой земле.

В 1920 году в месте под названием Салаа Кус на уровне нижнего каменного века были найдены останки древнего человека.

Люди ордоса жили около 100 000 лет назад, по своему внешнему виду они напоминали неандертальцев. Инструменты и оружие, которые они использовали, были аналогичны таковым, как у неандертальцев.

В 30 км к востоку от сомона Гурван-Сайхан аймака Дорноговь исследователи обнаружили крупный участок изготовления и первичной обработки каменного оружия, а также кузницу нижнего каменного века. Двустороннее или гильбермезенское оружие было найдено здесь с доисторического периода, и был поднят вопрос о галечно-каменной культуре и гильбермезенской оружейной культуре.

На основании орудий, найденных в 1950-х годах, считалось, что люди жили в Монголии 40 000 лет назад, а в начале 1960-х годов – 100 000 лет назад. В настоящее время десятки останков и инструментов свидетельствуют о том, что люди жили в Монголии более чем 500 000 лет назад.

Известный историк академик А. П. Окладников в 1973 году нашел еще более древнее каменное оружие в восточной части Монголии. Он считал, что «сейчас мы можем говорить о том, что в Средней Азии существует древняя каменная культура, но мы можем проследить ее историю и от древнейших каменных памятников до верхнего древнекаменного века».

Многие ученые при составлении антропоморфной линии считали, что люди происходили от различных человекообразных обезьян, таких как египтопитек, праавстралопитек, проконсул, африканский питек, австралопитек и т. д. На историческом пути развития человечества до разумного человека Номо Sapiеns разошлись многие ветви «обезьяночеловека». Среди них известный антрополог П. Лики отличается от упомянутых выше исследователей тем, что считал: в ходе развития человечества произошло нечто, называемое неандерталец, который был самостоятельной ветвью обезьяночеловека.

Неандерталец – человеческая раса, обитавшая в Европе, Азии и Африке 35–200 тысяч лет назад, согласно данным энциклопедии.

Плано Карпини в своей книге «Из истории монголов» писал, что «когда татары преследовали алмасов и стреляли в них стрелами из луков, они быстро прикрывали свои раны травой и бежали». 

Монголы называют его алмасом, человеком-зверем, лохматым оленем, диким человеком (Ксы-Кчик), и существует много странных историй об алмасах.

Об алмасе или диком человеке ходит много новостей и легенд, не только в Монголии, но и в Америке, Китае, Непале, Африке, Индии, Камбодже, Средней Азии. Причем люди разных народов и поколений говорили об этом по-своему, и это было опубликовано в книгах, газетах и журналах.

Текст и рисунки из книги «Двадцать восемь встреч за три года поиска алмасов» (перевод Бориса Машковича).

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях