Профессия наизнанку
2344

Лёша, скажи «Р-р-рыба»!

Почему с ребёнком нельзя сюсюкать, как питание влияет на речь и что самое сложное в работе логопеда?

Фото: freepik.com

Ларисе Владимировне Бадеевой 70 лет, но со своей профессией она расставаться не спешит. И дело не только в любви к делу всей жизни, говорит наша героиня, но и в понимании необходимости. С годами актуальность логопедической помощи только возрастает, тем более что требования образовательной системы к современным детям становятся всё жёстче.

В чём суть и сложности работы логопеда? Какие нарушения речи исправить легко, а в каких случаях шансов мало?

Лариса Владимировна, откуда вы родом, в какой семье росли? Как вы выбирали свой профессиональный путь?

– Я родилась и жила на ПВЗ в Железнодорожном районе Улан-Удэ. Большая часть нашей семьи – преподаватели. Бабушка, Ксения Васильевна Бакланова, окончила Иркутский университет, в 20-е годы обучала студентов на Монголрабфаке. Мой дед, Базаржап Болодон, был талантливым учёным, работал в Санкт-Петербургском университете. В 1937 году его репрессировали и расстреляли. Мама, Розалия Протасовна Халбаева, работала в школе рабочей молодёжи № 6, это нынешняя гимназия № 59. Дедушка, Александр Митахович Убугунов, за которого после гибели мужа вышла замуж моя бабушка, был одним из первых ректоров нынешнего БГУ. Мой папа,  Владимир Борисович Халбаев, как и дед, прошёл войну, затем более 40 лет работал на авиазаводе.

В логопедию я пришла не сразу. Окончила факультет иностранных языков. Мой муж был военнослужащим, и, куда бы мы ни переезжали, вакансии преподавателя иностранного языка не было. В Нижнеангарске я начала работать в районном отделе образования. Тогда заведующий предложил мне стать логопедом. Я отказалась, потому что не знала эту работу. Но оказалось, что он уже отчитался перед министерством, что я назначена логопедом. Мне ничего больше не оставалось, как согласиться. Тогда я поступила на отделение логопедии дефектологического факультета в Москве.

Лариса Бадеева с супругом и сыном

Количество не равно качество

Насколько это редкая профессия сегодня? Почему в своём почтенном возрасте вы продолжаете трудиться?

– Профессия логопеда сегодня отнюдь не редкая. Логопедов очень много. Но, к сожалению, количество не всегда говорит о качестве. Это одна из причин, почему я не ухожу на пенсию. Другая причина – я люблю свою работу. Она очень благодарная, интересная и приносит пользу. Люблю детей. Наверное, у меня есть чувство долга и ответственности, которое должно быть у логопеда. А также есть потребность и способность оказать адекватную профессиональную помощь.

Я слышала, что в Москве есть услуга «Запуск речи за 10 дней» – сомнительно. И за это родители платят по 500 тысяч! Думаешь: господи, вы там что, ракету запускаете? (Смеётся.) Потом начинаешь смотреть – специалист, оказывается, сам прошёл обучение за 10 дней и теперь обещает родителям золотые горы. Развитие речи – это долгая кропотливая работа.

Соске  своё время

Какие проблемы среди детей сегодня наиболее актуальны? В чём, на ваш взгляд, их причины?

– За сорок лет работы я заметила такую тенденцию, что количество детей с речевыми проблемами значительно возросло. Стало больше детей, поступающих в первый класс с речью, далёкой от нормы. В каждом конкретном случае причины разные. Одна из них более современная – отсутствие необходимого общения родителей с детьми. Типичный вечер такой семьи выглядит так: каждый сидит в своём телефоне, дети играют, мама и папа в соцсетях. Я уже не говорю о том, что родители не читают детям книги.

Другой причиной может быть состояние здоровья ребёнка. Есть множество заболеваний и отклонений, при которых происходит задержка речевого развития либо возникают нарушения речи, либо же она полностью отсутствует.

Немаловажен и алиментарный фактор – питание ребёнка. Это может быть недоедание или неправильное питание. Для того чтобы у малыша сформировалась правильная мускулатура языка, он должен разжёвывать пищу, прилагая усилия: мясо, сухари, хлеб. А не питаться тающими во рту хлопьями, печеньями и кашей. 

Также важно сформировать правильный прикус. На него, к примеру, влияет долгое сосание соски. Если ребёнку часто и долго дают соску, чтобы он не плакал, или он сосёт палец или игрушку, эти привычки могут стать причиной развития так называемого переднего открытого прикуса. Отсюда и дефекты речи и в дальнейшем проблемы со здоровьем. К тому же внешне приоткрытый рот выглядит неэстетично.

Бил сына за непослушание и неуспеваемость

Какие проблемы с речью можно устранить или свести к минимуму с помощью логопеда, а в каких случаях шансов нет? Что делать, если ребёнок вовремя не заговорил?

– Если ребёнок не говорит, первым делом надо проверить, сохрАнен ли его слух. Как правило, выясняется, что проблема именно в этом. Один папа привёл ко мне своего сына, уже отчаявшись. Он признался, что даже бил его, будучи уверенным, что тот просто непослушный и упрямый. К тому же успеваемость мальчишки в школе была печальной. Потом оказалось, что ребёнок плохо слышит, а в школе его посадили за дальнюю парту. До шестого класса никто не заподозрил, что у ребёнка снижение слуха!

Одна из причин плохой речи – тугоухость. Если она незначительная – первой степени, то на речи это почти не отражается.

Если у ребёнка обнаруживаются нарушения только звукопроизношения, не осложнённые неврологическими, психологическими и поведенческими нарушениями, то их можно исправить полностью. Важны своевременность обращения и регулярное посещение занятий с логопедом.

Но чаще ко мне всё же обращаются с уже запущенными случаями, на коррекцию которых уходит время. Состояние речи, которое игнорировалось несколько лет, – словно застывший цемент. Моя задача – прежде чем построить нечто новое, разломать закрепившееся – проблемы восприятия, внимания, движения. Только после этого я могу приступать к коррекции.

Логопедический слёт, 2023 год

При ДЦП, например, бывает речевое нарушение, которое называется дизартрия. Есть лёгкая форма – смазанность звуков, а есть полное отсутствие говорения (анартрия). Результат занятий зависит от степени нарушения. В некоторых случаях устранить проблему почти невозможно. Так, при тяжёлой форме заикания необходимы длительная коррекция и осознанная мотивация самого человека. 

Сложно коррегировать нарушения речи у аутичных детей. Например, при синдроме Каннера, который также относится к расстройствам аутистического спектра, дети обычно как не говорили, так и остаются не говорящими, поскольку отрешены от мира и их мозг не воспринимает информацию. При синдроме Аспергера дети хоть и бывают очень интеллектуальными, но и у них обычно нарушены коммуникативные умения – вплоть до того, что они не дают к себе прикасаться. С такими детьми нужна длительная работа.

Полностью можно избавиться от таких дефектов речи, как шепелявость, картавость, когда нет неврологических нарушений.

Маму зовут «Мама», работает на работе

Что самое главное в работе логопеда?

– Преданность своему делу. Но надо правильно оценивать свои возможности, беречь голос, поддерживать духовное равновесие, быть честным, терпеливым и доброжелательным. Если придерживаться таких правил, то не будет никаких разногласий с родителями детей.

Мне, например, всегда попадаются понимающие родители, которые благодарят даже за простые практические советы. Если что-то маме или папе непонятно, я объясню несколько раз. Наверное, мне проще, потому что я общительный человек и люблю детей.

В дошкольной логопедии основная цель – это максимальное преодоление речевых нарушений, а в школьной – профилактика неуспеваемости, коррекция нарушений письма и чтения путём выбора правильного коррекционного пути. Главное – хорошая чёткая диагностика. У каждого опытного логопеда накоплен огромный багаж приёмов и методов работы, которыми он пользуется.

Какая категория пациентов или их родителей для вас самая непростая? С кем сложнее взаимодействовать?

– Вопрос сложный. Наверное, с равнодушными и некомпетентными родителями, которые отдают своих детей логопеду, полностью снимая с себя ответственность за результат. В то время как развитие речи ребёнка – это наша совместная работа. Компетентность означает понимание того, что должен уметь ребёнок в определённом возрасте. Например, в три года малыш должен уметь назвать своё имя и возраст, хотя бы на пальчиках показать и знать, как зовут маму и папу. Некоторых шестилетних спрашиваешь: «Как зовут маму?» Отвечает: «Мама». «Где мама работает?» – «На работе» (улыбается).

Если сравнивать родителей 80-х и нынешних, то как тогда, так и сейчас встречаются разные: ответственные и не очень, мнительные и равнодушные, беспокойные и степенные. Но у родителей 2000-х в руках мощный осведомительный ресурс – Интернет. Многие выискивают какие-то симптомы и начинают их привязывать к своему ребёнку. Но если говорить об отношении к детям, то, на мой взгляд, раньше родители были более ответственными.

А что касается детей?

– Бывают дети, которые не говорят либо плохо говорят и при этом ещё усидеть на месте не могут, носятся по кабинету, легко отвлекаются. Это большое препятствие на пути к коммуникации. Сначала моя задача – усадить такого ребёнка, заинтересовать его. Мы работаем над этим вместе с родителями. Я советую им приобрести песочные часы – для начала хотя бы на три минуты. Показать ребёнку, подозвать его понаблюдать за песком, вместе рассматривать и рассуждать, как падают песчинки, какие они маленькие и блестящие и так далее. Со временем вы сформируете внимание у малыша, совмещая зрительный (самый древний) и слуховой (самый молодой) каналы. 

С коллегами по БАМу

Говорите с будущим ребёнком и не сюсюкайте

Забавные случаи из практики.

– Был случай, когда девочка «сюсюкала» в речи: «Пить хотю», «Папа присёль». Это так называемая «лялечная» речь. Потом выяснилось, что она часто болела, поэтому родители над ней тряслись и постоянно сюсюкались.

Некоторые дети не понимают смысла слов и пишут их слитно: «Девочкасиделанаберегу». Спрашиваешь ребёнка: «Что такое «на берегу»?» Отвечает: «Это значит «беречь»» (улыбается). Со временем мы учим его различать слова по смыслу, понимать значение приставок и так далее, формируя слуховое внимание и самоконтроль.

Большая радость, когда ребёнок начинает сам себя поправлять: «Ой, я тут неправильно сказала». Или когда неговорящий малыш начинает произносить слова, пусть даже искажённо. А иногда бьёшься, бьёшься, но результата нет. А потом звонит счастливая мама и говорит: «Лариса Владимировна! Он сказал «Руки», а не «Луки»!» – и даёт ему трубку: «Лёша, скажи «р-р-руки», скажи «р-р-рыба»!»

Когда следует начинать говорить с ребёнком? Правда ли, что он понимает речь ещё в утробе матери?

– Да, говорить нужно ещё на этапе беременности. Мама должна слушать приятную музыку и разговаривать с малышом, поглаживать животик. Затем уже новорожденный ребёнок должен реагировать на звуки и речь – смотреть глазками в сторону звука, на того, кто с ним говорит. На первых неделях малыш уже улыбается, правда, сначала неосознанно. Это тоже своего рода сигнальная система. Затем он должен показывать дискомфорт, если, к примеру, покакал. Поэтому я советую чаще распеленовывать ребёнка, чтобы давать ему двигательную активность. Движение – залог развития.

Во всех сферах труда есть свои конкурсы. Какой главный конкурс среди логопедов в Бурятии? Как он проводится, как оценивают участников?

– Я 11 лет была руководителем улан-удэнского методобъединения, когда работала в детском саду. Тогда каждое заседание сопровождалось выступлениями перед людьми, играми и сценками с детьми. Некоторые логопеды заранее готовили детей, выбирали и выставляли самых успешных, а тяжёлых прятали. Но это всегда было видно. Например, логопед ещё не загадал загадку «Круглое, хрустящее, на ветке висит», а ребёнок уже кричит ответ: «Яблоко!» Но мне было неинтересно так делать. Разве тебе самому не любопытно, каких результатов ты реально достиг?

Конкурсы бывают внутренние, городские, а не так давно стал проводиться региональный – «Дефектолог, логопед года». Но в нём по большей части участвовали логопеды. Я была членом жюри конкурса по нашей республике в 2023 году. Оценивая участника, я смотрела на уровень его теоретической подготовки. Многие козыряют терминами, часто даже не зная их значения. Также я оцениваю новизну методик и средств, умение общаться с детьми, в том числе с особенными.

А вообще участие в конкурсе – это огромный труд, подготовка и нервы. Причём коллективы всегда поддерживают и помогают своему специалисту-участнику.

Лариса Бадеева с семьёй. Всего у Ларисы Владимировны семеро внуков

Где готовят логопедов?

Логопед больше врач или педагог?

– Логопедов не готовят в медицинских вузах. Их обучают в педагогических институтах, где есть дефектологические факультеты, а там уже отделения сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов и логопедов. Я окончила логопедическое отделение. Сегодня, кстати, некоторые специалисты, предлагая свои услуги, представляются как «психолог, логопед-дефектолог». Я удивляюсь, какого широкого профиля специалист! А ещё он таролог и нумеролог (смеётся). Определись, кто ты. Мы ведь все дефектологи, но специализация у всех разная.

Также вы помогаете восстановить речь взрослым людям, перенёсшим инсульт.

– Да, инсульты, как правило, происходят у взрослых людей, так как по своей сути инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения. С возрастом состояние сосудов ухудшается. Хотя один из моих пациентов перенёс инсульт в 24 года. 

Речевые нарушения возникают не при всех видах инсульта. Работа по восстановлению речи требует изначально точной диагностики, оценки степени тяжести речевого нарушения для выбора адекватных средств коррекции. Прогнозировать сроки восстановления речи невозможно, всё зависит от ряда факторов. Кроме диагностики важны полное взаимопонимание между пациентом и логопедом, а также желание человека поправиться.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях