Тайны Бурятии
12387

Путешествие к Глазу Дракона

Какие природные памятники хранят Николаевские столбы и почему когда-то глубокое озеро стало каменным?

Фото: А. Алексеев; архив

Природа Бурятии всегда славилась своей красотой. Среди её степей и лесов есть множество озёр и скал, таящие в себе интересные истории или просто притягивающие своим магическим видом.

Журналист «Информ Полиса» отправился в поход в ближайший лес и узнал, где в Бурятии находится Каменное озеро и почему оно пересохло, посмотрел на местную «Китайскую стену», а также заглянул в таинственный «глаз дракона».

Усохшее озеро

В этот импровизированный поход мы отправились группой из пятнадцати человек. Среди нас было несколько ребят, уже побывавших в местах, которые нам предстояло посетить. А потому мы точно знали, что не заблудимся.

Наш путь начался от Мелькомбината — тут мы уселись в просторный «пазик» и минут за 40 доехали до тарбагатайского посёлка Николаевский. Посёлок на удивление длинный. Местные даже останавливали автобус, чтобы доехать из одной его части в другую. Уже ближе к финишу нашего пути жители стали интересоваться, откуда мы такие — тепло одетые и с большим рюкзаками — и куда держим путь. Узнав, что нам надо дойти до Николаевских столбов, стали чуть ли не наперебой подсказывать дорогу. А один мужчина даже дал свой номер телефона и наказал: «Звоните, если чё».

Выйдя на остановке у церкви, мы бодрым шагом двинулись в сторону леса. Снега здесь немного, но больше, чем в городе. Изначально наш путь лежал по наезженной лесной дороге. Постепенно начался подъём, следов становилось всё меньше и меньше, а снега больше и больше, и где-то через полтора часа мы вышли к берегу Каменного озера...

Своё название оно получило от местных жителей, вероятнее всего, из-за того, что окружено каменистыми горами. Да и дно его состоит из горной породы, правда, в середине ноября засыпанной снегом.

Сегодня кроме густых зарослей камыша и небольшого слоя льда здесь нет ничего. А когда-то, в советского время, здесь было настоящее глубокое озеро, пригодное для купания и рыбалки. Более того, на берегу даже стояла турбаза — располагался летний лагерь.

По рассказам местных жителей, озеро питается подземным ключом, весной по берегам растут красивые цветы, а летом сюда прилетали гнездиться цапли.

В самом центре озера мы сделали короткий перерыв на чай. На шум из леса вышел житель Николаевского по имени Иван. Он пенсионер, ему 76 лет, бывалый охотник, знающий окрестные леса наизусть.

— Тут рядом лес почти весь выпилили, и озеро года три назад совсем усохло, — рассказал нам Иван. — Но нынче турпаны прилетали. Раньше тут карась водился. Старики рассказывали, что до революции очень глубокое озеро было. Глубина была метров 15, с берега ныряли. Турбаза на берегу стояла, но её разобрали.

Разнообразие Николаевских столбов

Поблагодарив мужчину за интересный рассказ, мы пошли дальше. Дорога лежала вверх и закончилась на вершине перевала, после чего нам пришлось спуститься вниз сквозь заросли багульника, преодолеть ещё одну небольшую горку, вновь спуститься по бурелому и наконец выйти на укатанную заснеженную дорогу, прямо ведущую к скалам, именуемым Николаевскими столбами.

Этот природный объект представляет собой огромные скалы среди гор — их мы увидели ещё с первого перевала. У подножия горы стояли машины — оказалось, это излюбленное место туристов, особенно увлечённых альпинизмом. Опытный гид водит по тропе на вершину скал группы людей, показывая им красоту природы с высоты птичьего полёта. Другие же туристы, распаковывая снаряжение, лезут вверх по отвесным скалам.

Мы же поднялись по утоптанной дорожке, круто ведущей вверх, и расположились около уютной землянки, которую соорудили прямо под огромным валуном. Тут есть и столик, и таган, и скамейки. Да и вид отсюда классный. При желании здесь можно ночевать даже в лютые морозы.

Немного отдохнув и плотно пообедав, наша группа двинулась на самый верх Николаевских столбов. И тут самый сложный путь: тропы как таковой тут не было, и нам пришлось взбираться наверх между скалами, лезть практически по вертикальному склону, хватаясь за камни, кусты и коряги. Но это того стоило! Сверху открылся полноценный вид на гигантские Николаевские столбы. Если подключить фантазию, то диковинные скалы становятся похожими на разных животных и другие объекты. У многих уже есть свои названия: Дед и Баба, Бутерброд, Слоёный пирог, Мумия, Черепаха, Лягушка, Дельфин, Перья, Скальный череп и многие другие.

Дальше мы пошли вверх по хребту, на который забрались. Тут нам встретилась скала Китайская стена, при детальном рассмотрении и вправду похожая на этот исторический памятник. С одной стороны отсюда открывается панорамный вид на посёлок Николаевский, а с другой виден кусочек Улан-Удэ — многоэтажки и дымовая труба ТЭЦ-2, что рядом с посёлком Забайкальский.

Вид на посёлок Николаевский

Вековой каменный глаз

Через густые кусты наискосок по склону мы добрались до скалы Глаз Дракона. Огромные валуны легли здесь так интересно, что образовали в каменной стене огромную дыру, которую кто-то и назвал глазом. Находясь внутри этого «ока», под висящими сверху вековыми камнями, понимаешь величие природы, столетиями создававшей такие интересные нерукотворные объекты.

Вдоволь налюбовавшись красотами и погревшись на ярком солнышке (в этот день было минус 3 градуса), мы двинулись вниз. Спуск занял минут 15. Правда, там не было ни намёка на тропу, рыхлый снег вперемешку с опавшими листьями делал наш путь очень скользким, встречались препятствия в виде валежника и хлёстких кустов...

Когда спустились, часы показывали начало пятого, внизу солнце уже скрылось, и тёмно-синее небо постепенно начинало тускнеть, предвещая скорые сумерки.

Как и ожидалось, спустились мы на лесную дорогу, по которой и шли ещё около двух часов. В пути нас всё же настигли сумерки, но постепенно приближающийся лай собак подсказывал, что вот-вот мы выйдем к населённому пункту. Вышли мы на окраину Зверосовхоза, но это не было  конечной точкой нашего путешествия. Улицы посёлка казались бесконечными, ноги гудели, желудок стонал, а конца пути не было видно.  Наконец показалась заветная остановка — конечная 16-го маршрута. К нашей радости, пустой большой автобус подъехал быстро. Уставшие, но довольные мы уселись в него и отправились в город, по домам...

Путешествие со всеми остановками заняло у нас в общей сложности почти 10 часов. Мы прошли 25 километров. Шагомер показал, что лично я в этот день прошёл 36 тысяч шагов. Но надо сказать, что такие походы, какими бы  трудными ни казались, как бы сильно после них ни гудели ноги, дают исключительно позитивную энергию и пробуждают желание идти к новым целям — покорять другие вершины и, конечно же, наслаждаться природой и удивляться её красотам.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях