Тайны Бурятии
6925

«Тайны Бурятии» возвращаются!

Экспедиция «Информ Полиса» посетила монастырь, в котором бывал прадед Пушкина, а также храмовый комплекс, ставший настоящим дипломатическим центром

Фото: А. Михайлов, М. Русаков

Секреты прибайкальских монастырей, старинный маяк, удивительные красоты просыпающегося Байкала и заснеженного горного хребта Хамар-Дабан. Все это увидели корреспонденты «Информ Полиса», отправившиеся на днях в путь по одной из туристических дорог Бурятии. 

Лето приближается ошеломительными темпами. Уличные температуры уже давно перевалили за плюс, реки очистились ото льда, а лесные поляны покрыты зеленым «ежиком» свежей травы. А это значит, что в Бурятию наконец-то  пришел очередной туристический сезон. Так что, дорогие читатели, пора вам собираться в путь-дорогу, дабы воочию увидеть неповторимые красоты родной Бурятии – таежной, озерной и степной. Надеемся, что определиться с маршрутами, которые вы хотите построить этим летом, помогут наши путевые заметки. 

Напомним, что несколько лет назад в «Информ Полисе» существовала рубрика «Тайны Бурятии», авторы которой побывали в самых загадочных уголках нашей республики, отыскивая интересные и удивительные  места, которые вы не найдете на обычных картах. Мы побывали в Горной Оке, мрачной пустыне Аман-Хан, восхитились величественной красотой Хамар-Дабана и Улан-Бургасы. А еще искали упавший в тайге самолет, шли по следу таинственного парохода «Работник», поднялись на Святой Нос и дошли до Харашибирских столбов, искали золотой клад в Селенгинском райне и древнюю столицу меркитского царства. Порой даже сталкивались с волками и медведями! К счастью, все остались целы – и журналисты, и таежные хищники. 

Планов было много. Но подвел ковид, который  безжалостно закрыл цикл экспедиций «Информ Полиса»… Однако теперь, когда коварная пандемия отступила, мы решили возобновить цикл экспедиций. Судя по откликам, которые поступали в нашу редакцию после выхода каждой новой серии «Тайн Бурятии», интерес читателей к этим путешествиям был большой. Многие даже подсказывали, куда еще направить журналистов. Будем надеяться, что мы сделаем новую серию путешествий по Бурятии столь же интересной и увлекательной, как раньше. Ну что ж, со вступительным словом пора завершать. В путь! 

Не только Байкал…

Первым маршрутом, который выбрала команда путешественников «Информ Полиса», стал западный тракт, пролегающий через Прибайкальский и Кабанский районы. Не спорим, маршрут известный. Там, например, находятся одни из лучших пляжей Байкала, а заливы (соры) летом всегда поражают туристов теплой и ласковой водой. Однако побережье знаменито не только пляжным отдыхом. Изюминкой направления является огромное число исторических и культовых объектов, которые могут вызвать интерес у туристов. Так что идем на запад! 

…За окном автомобиля промелькнул перевал Мандрик. Да-да, тот самый, который некогда мрачно называли «дорогой смерти». О том, почему это случилось и как история горной дороги связана с княгиней Вознесенской, наша газета подробно рассказывала несколько лет назад. Не останавливаясь минуем села Татаурово и Ильинку. Это тоже достаточно интересные объекты, но о них мы расскажем позже. Начать свой вояж по западному тракту мы решили с села Троицкое. Почему? А потому, что именно там располагается очень интересный культовый объект – Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь. История его непростая, а порой даже тяжелая. Но обо всем по порядку… 

Первый монастырь Забайкалья

Белоснежный монастырь хорошо виден с «федералки», и подъехать к нему не составило труда. Вскоре мы уже входили в ворота обители, рассматривая удивительные по своей красоте строения.

А увидеть и узнать там можно много. Ведь у монастыря давняя история. Начнем с того, что этот собор считается первым православным монастырем в Забайкалье. Основателями его в 1861 году стали члены Даурской духовной миссии. Позже там появились храмы святого Архистратига Михаила, Всех Святых, святого Николая Чудотворца. 

Обращаем внимание на крепкие стены. Оказывается, монастырь имел не только религиозное, но и военное значение. И там даже располагался армейский полк с пушками! А еще Троицкий монастырь стал одним из пунктов связи – там находилась почтовая станция. С помощью монастыря неподалеку от Селенгинского острога был построен солеваренный завод. 

Удачное расположение обители, крепкие стены и охрана сделали монастырь островком безопасности для путников. В стенах храма останавливались многие известные религиозные, политические, государственные деятели. Там побывал цесаревич Николай II, жил «духовный светильник Сибири» Иннокентий Иркутский (Кульчицкий).  В стенах обители (интересный факт!) побывал Абрам Ганнибал, прадед Александра Пушкина. 

Успешное развитие обители было прервано революцией и гражданской войной. При советской власти монастырь был закрыт. Затем там разместили исправительную колонию, потом психиатрическую больницу. Возрождение монастыря началось в 2006 году, когда комплекс монастырских строений был передан Русской Православной Церкви. На сегодня это действующий культовый объект – очень красивый и величественный. Так что рекомендуем! 

Кафе с дорожным уклоном

На улице распогодилось, время еще ранее, а это значит, что у нас есть надежда достичь всех объектов, которые мы запланировали на свое первое путешествие. Но тут сделаем лирическое отступление. В ходе длительного вояжа каждому путешественнику необходимо подкрепиться. В поисках точки общепита мы наткнулись на весьма интересное придорожное кафе. Обойдемся без названия, дабы нас не обвинили в рекламе заведения. Но отметим, что эта точка общепита очень и очень интересная. Оформлена она в особом «дорожном» стиле: стены украшены автомобильными номерами, ножки столов заменяют «амортизаторы», а в зале имеется даже «бензоколонка». Хозяин кафе явно постарался, чтобы его объект отличался от стандартного придорожного кафе. Отдадим должное – ему это удалось! И кормят там весьма и весьма неплохо. 

Город с непростой судьбой

Следующей точкой на нашей карте стал город Бабушкин, история которого полна противоречий. В свое время этот населенный пункт был рядовой железнодорожной станцией на Транссибе. Изменило ее судьбу удобное географическое расположение. Дело в том, что на эту станцию выходил Удунгинский тракт – один из маршрутов Великого Чайного пути, соединяющего Россию и Китай. 

Дорога была длинной. Чайный путь проходил через 150 городов трех стран, в том числе через Пекин, Ургу, Кяхту, Верхнеудинск, Иркутск и  Красноярск. Купцы, дабы не идти обходной дорогой от Кяхты до Верхнеудинска и только потом до портов Байкала, искали короткую дорогу через хребет Хамар-Дабан. И нашли! Тракт пролег вдоль реки Удунги. Путь оказался настолько удачным, что позднее купцы даже предлагали проложить там железнодорожную ветку. Но не сложилось. 

Купеческий тракт дал новую жизнь станции. Она росла, крепчала, и вскоре населенному пункту был присвоен статус безуездного города Мысовска. Между прочим, Забайкальской области. В годы гражданской войны город переходил из рук в руки. Там побывали белочехи, японцы, американцы, унгерновцы, семеновцы и каппелевцы. А когда советская власть окончательно установилась, город стал рабочим поселком. И относился он уже к Иркутской губернии. И лишь в 1927 году Мысовск вошел в состав Бурят-Монгольской АССР. В 1941 году Мысовску вернули статус города. Но с новым названием – в честь революционера Ивана Бабушкина, расстрелянного на этой станции. В 1959 году Бабушкин утратил статус города республиканского подчинения. Сейчас он считается городом районного значения в Кабанском районе и относится к одному из пяти исторических городов Бурятии. И еще один интересный факт: ситуация с Бабушкиным уникальна тем, что это редкий случай, когда единственный город в районе не является райцентром. 

Маяк, который не нужен?

Одной из достопримечательностей Бабушкина (Мысовска) является старинный маяк. В годы активного судоходства на Байкале было установлено 10 маяков. До нынешних времен дожило только два – в порту Байкал и в Бабушкине. Мысовский маяк, построенный в 1895 году, интересен тем, что был изготовлен в Англии на заводе «Армстронг» и является настоящим памятником Кругобайкальской железной дороги. Отметим, что сделан он был из того же металла, из которого строили ледоколы «Байкал» и «Ангара», некогда бороздившие воды Сибирского моря. В годы гражданской войны маяк Мысовска сыграл еще одну заметную роль. На свет маяка через Байкал шли отряды каппелевцев, которые решили перейти ледяной Байкал пешком. Выйти на берег озера им удалось только по свету Мысовского маяка.

Разумеется, мы тут же к нему направились. Однако достичь его было не так-то просто. Пришлось форсировать огромные лужи (интересно, почему это не беспокоит местные власти?).  Наконец добрались. Но… Увы, посещение самого маяка оставило грустное впечатление. Нам показалось, что этот памятник истории особо никому не нужен. Сооружение разрисовано граффити и покрыто надписями. Вид у маяка печальный. Да, видно, что там укрепили фундамент, но объект явно нуждается в срочной реставрации. К сожалению, может получиться так, что очень скоро там будут только руины. А ведь маяк можно было превратить в интереснейший туристический объект, который мог стать точкой притяжения на всем южном Байкале. То, что объект любопытен туристам, подтвердил такой факт: как раз в момент нашего посещения там находились иностранцы. И смотрели они на разрисованный и разбитый маяк несколько испуганно… Думаем, что властям республики, мечтающим превратить Бурятию в туристическую Мекку, стоит обратить внимание на этот объект. 

Дом послов

К сожалению, из-за ограниченной газетной площади мы отложим рассказ о некоторых других интересных объектах, встретившихся нам на пути. Перейдем сразу к Посольскому монастырю, уникальному храму-крепости, выполненному в стиле  сибирского барокко -  особой храмовой архитектуры, вобравшей в себя элементы  барокко и ламаистского декора, с пышными каменными кружевами, игольчатыми сводами и величественными лестницами.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо свернуть с федеральной трассы и доехать до села Большая Речка. Дорога, на удивление, оказалась неплохой. И очень скоро мы уже увидели из окна машины изящные шпили и синие купола храмов, словно парящих над гладью Байкала. 

Как и Троицкий монастырь, этот храм имел военное значение. Поэтому он выглядит словно настоящая крепость. В XVIII веке там располагался казачий гарнизон, усиленный артиллерийской батарей. А в XIX веке, во время Кругобайкальского восстания, храмовый комплекс был превращен в военный форт, где укрывались жители села, опасавшиеся нападения ссыльных поляков, поднявших мятеж на Транссибе. 

История Посольского изначально была связана с боевыми действиями. В 1651 году там произошел инцидент, который и дал название местности и храму. Там погибла царская миссия во главе с боярином Ерофеем Заболоцким, которая должна была установить дипломатические отношения с Монголией. Но на берегу Байкала на посланников напали разбойники. Заболоцкий и семь его спутников были убиты.  На месте их захоронения построили скит, который постепенно превратился в монастырь. 

Храмовый комплекс стал настоящим дипломатическим центром. Здесь останавливались посольские миссии, следовавшие в Китай. Например, тут было посольство Саввы Рагузинского, основателя Кяхты. Обитель являлась местом встреч российских дипломатов с китайскими и монгольскими послами. В 1761 году у монастыря были построены гавань и маяк. 

После Октябрьской революции обитель была закрыта, многие сооружения разобраны.  Монастырь  сперва превратили в клуб, а затем в детскую психиатрическую больницу. 

Возрождение храма началось лишь в 2000 году, когда там закипели реставрационные работы. В июле 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола, храму был присвоен статус памятника архитектуры российского значения. 

Уверяем, что посещение храма на берегу Байкала и знакомство с его удивительной историей не оставит вас равнодушным. А еще здесь прекрасный песчаный берег и уютный залив, хорошо прогреваемый солнцем. Так что в будущем Посольский монастырь вполне может превратиться в одно из самых притягательных мест всего южного побережья Байкала. 

Тайны байкальской переправы

Финальной точкой нашего путешествия стал Танхой. Не будем касаться знаменитого визит-центра и «Заповедных троп». Об этом много писали. Сейчас немного о другом.

Все, кто бывал в визит-центре Байкальского биосферного заповедника, наверняка обращали внимание на железнодорожные вагоны необычного вида. Это так называемые «столыпинские вагоны», которые вошли в историю с негативным оттенком. Но изначально вагоны предназначались для перевозки крестьян из центральной России в Сибирь и на Дальний Восток, где им выделялась земля в пользование. От обычных «товарняков»  вагоны отличались тем, что были разделены на жилой и технический секторы. В одной части вагона жили крестьяне. Другое помещение было предназначено для инвентаря и скота. Именно такие вагоны и стоят сейчас на исторической площадке Танхойского визит-центра.

Поезда с переселенцами доходили до Иркутска. А дальше начиналась интересная часть пути - прямо через Байкал. Делалось это круглогодично! Зимой в лед озера вмораживали шпалы с рельсами, по которым проходили поезда!  Летом, весной и осенью использовался ледокол-паром «Байкал». 

Таким образом, Байкальская переправа стала важным звеном трансконтинентальной железной дороги и сыграла огромную роль в освоении дальневосточных земель России. А порт Танхой стал ключевым пунктом этой переправы. С развитием Транссиба значение Байкальской переправы было потеряно. К тому же в годы гражданской войны был уничтожен уникальный ледокол. 

В 2017 году в поселке был открыт историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Автором идеи выступил Байкальский заповедник. В ходе совместной работы с ОАО «РЖД» в Танхое были установлены «столыпинские вагоны», реконструирована старинная станция, где создана экспозиция, включающая в себя историческую реконструкцию - диораму порта Танхой начала века. Сделана она искусно:  в домиках на берегу «горит» свет, на причалах стоят «люди». Одним из объектов экспозиции стал макет парома-ледокола «Байкал»  (масштаб 1:8), в который грузится железнодорожный состав.

Мы считаем, что история легендарного парома, который можно назвать «Байкальским Титаником»,  заслуживает отдельного рассказа. 

На этом завершаем свое повествование о «западном маршруте». Конечно, мы затронули лишь часть объектов. Но ведь это лишь первая наша поездка. Дальше будет интереснее. Так что следите за нашими публикациями! Ведь тайн у Бурятии еще так много!

Автор: Алексей Цыренов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях