избиение
8109
1

«Он получал удовольствие, описывая моё убийство»

Жительница Бурятии рассказала, как сбежала от мужа-наркомана, истязавшего её и детей

Фото: Евгений Коноплёв

Шокирующую историю многодетной матери накануне опубликовали в одном из изданий Красноярска. Именно в этот город она уехала из района республики, чтобы скрыться от домашнего тирана. Женщина рассказала, что и раньше планировала сбежать, но все попытки оказывались неудачными. Изверг настолько обезумел от наркотиков, что начал нарушать половую неприкосновенность собственных детей, утверждает она. 

Как говорят в СУ СКР по Бурятии, в отношении мужчины возбуждено уголовное дело об истязании несовершеннолетней (п. «в» ч. 2 ст. 117 УК РФ). Обвиняемый заключен под стражу. 

В соответствии с требованиями законодательства мы изменили имена героев материала. 

«Желание сохранить семью сильнее наркотика»

Елена и Анатолий познакомились в 2014 году в Крыму. Он работал в службе безопасности отеля, куда она пришла заниматься в спортзал. Это была любовь с первого взгляда, говорит женщина. Никто и подумать не мог, что их отношения станут кошмаром, который затянется на шесть лет. 

- Когда я его увидела, у меня дрожь по спине пробежала - так сильно влюбилась, - вспоминает Елена. - Начали встречаться, он обещал мне, что станет лучшим папой в мире для наших детей. За время семейной жизни у нас родились четверо деток: старшему сейчас шесть лет, дочке четыре, второй дочке два и младшему сыну девять месяцев. В отношениях Толя оказался грубым, но и я не была подарком - могла приревновать, покапризничать. О том, что он курил травку, я знала, но сильного страха у меня это не вызывало. Обычно после неё он мог стать добрым и даже попросить прощения за свои ошибки. В обычном же состоянии от него не дождёшься добра. Он всё время меня критиковал, говорил, что я всё делаю не так. Я ему поначалу сочувствовала, так как у него самого отца не было, а мать была пьющей. Прямо при нём она водила к себе мужчин. Одно время у него даже была паранойя, что наша дочь Света не от него, и он даже требовал сделать аборт. 

Всё стало ещё хуже, когда в жизни Анатолия появились наркотики посильнее. Мужчина стал пропадать у друзей, а в семье вести себя ещё жестче. А потом и вовсе заставил Елену употреблять вместе с ним. 

- Когда Толя начал принимать соль, я очень испугалась за него. Сначала он по ночам закрывался в туалете, курил и принимал наркотики, потом целыми днями пропадал со своими друзьями. Тогда я подумала, что мне надо стать ему другом, и начала потреблять с ним. Больше чтобы понять, смогу ли я вытащить его из этого. Но он уходил всё глубже и глубже, и мне всё это стало отвратительно. Начались душевные терзания за детей, за наш брак. Материнский инстинкт поборол эту дурь. Но Толя начал принудительно давать мне наркотики, доходило до того, что вынуждал их принимать прямо во время полового акта. Мне становилось очень плохо, но ему нравилось моё бессознательное состояние, - рассказывает Елена. 

По словам женщины, она терпела побои в надежде, что всё изменится, когда муж всё-таки бросит наркотики, и что если она будет вести себя хорошо, то не попадёт под горячую руку. Но наркотики для мужчины оказались сильнее, он стал сильнее избивать её и детей. Особенно доставалось маленькой Свете - она, в отличие от остальных, была больше похожа на мать. Мужчина мог поднять девочку за волосы, бить ногами, не позволяя матери заступиться за малышку. Тогда Елена решила уйти вместе с детьми. 

- Ушла на три месяца. Думала, что он начнёт искать нас, возьмётся за ум, - говорит она. - За это время я обила пороги всех наркологий, реабилитационных центров, посетила много психиатров. И все говорили мне: от соли назад дороги нет. Но я по себе знаю, что есть. Я же потребляла не один раз, и тяги у меня не было. Желание сохранить семью во мне было сильнее наркотика. 

«Думала, заведём хозяйство, и всё изменится»

После трёх месяцев разлуки Анатолий убедил жену вернуться, и вместе они решили уехать из Крыма. Мама Елены умоляла дочь не уезжать с ним и вообще бросить его, говорила, что он не отпустит её живой. 

- Но я думала, что это моя авансовая вера, что я даю ему шанс, который он должен оценить, - говорит Елена. - Мы хотели купить на материнский капитал дом на земле. У меня в Крыму маленькая однокомнатная квартира, но мы не могли продолжать там жить. Во-первых, потому что изрядно испортили о себе мнение, а во-вторых, нам хотелось на новое место. Выбирали по красоте, по атмосфере. А что может быть красивее Байкала? Замечательное место, экология. Мне очень нравилась бурятская культура, интересовал буддизм, я мечтала попасть в Бурятию и заняться культурологией. А ещё хотела подальше от коронавируса, от наркотиков, закладок... Думала, заведём хозяйство, всё наладится. Ведь говорят же, что из обезьяны труд сделал человека. Почему из наркомана не сделает? 

Сначала семья решила посмотреть дом в Ульяновске. Но случилось так, что он сгорел. Какое-то время им пришлось снимать жильё. Жили на деньги с аренды крымской квартиры Елены и на средства, что ей выделялись на отпуск по уходу за ребёнком. 

- В прошлом году в Ульяновске Толя нашёл карточку и стал ею везде расплачиваться. Потом мы уехали в Бурятию. На него тем временем завели уголовное дело. Когда он не явился в суд, его объявили в федеральный розыск. Буквально в августе мы купили дом в Баргузинском районе, а в сентябре Толю забрали и этапом повезли в Ульяновск. Два с половиной месяца мужа не было, и я решила уйти. Ещё так символично получилось - его забрали в день рождения Светы, которую он больше всех избивал. И тут он начал писать мне письма, говорил, как любит детей, как он виноват перед Светой, что бог наказал его за неё. Клялся, что никогда не обидит её, что в разлуке всё осознал и без нас не сможет. Я знаю, я сказочная идиотка... Поверила. 

В декабре Анатолий вернулся домой и уже на Рождество избил жену и дочь. Елена тогда носила под сердцем их четвёртого ребёнка. 13 января вся в синяках она поехала рожать. Пожаловаться кому-то женщина боялась, потому что у неё могли забрать детей, говорит она. 

- В полицию не хотела обращаться, потому что уже был печальный опыт в Ульяновске. Они его поругали просто, мол, больше так не делай, и всё. А он избил меня ещё сильнее, - рассказывает женщина. - Толя деспотичный человек. Все разговоры по телефону, переводы денег, сообщения - всё происходило в его присутствии. Друзей в посёлке у меня не было. Он всё время менял пароли на телефонах, а уходя из дома, включал диктофон или видеокамеру и прятал их в доме. Потом прослушивал и, если ему что-то не нравилось, мог избить меня. Наркотики он продолжал принимать, ездил за ними в Улан-Удэ. Мне приходилось делать вид, что у нас всё хорошо, изображать любовь к нему. Однажды ночью он избил меня, и я лежала на полу в крови с порванной губой. Пока он спал, я написала нашему фельдшеру. Сказала, что мы с детьми в опасности, в плену, попросила её прийти к нам с педиатром, потребовать у меня явиться с детьми на прививки. Надеялась, что из больницы мы и сбежим. Фельдшер спросила, продержусь ли я до утра. Но никто так и не приехал. 

«Участковый пришёл и спросил о насилии прямо при нём»

Елена придумала новый способ сбежать. Пока Анатолий спал, она написала сообщение о насилии на электронную почту инспектора. Женщина сообщила, что на следующий день они с мужем поедут по делам, и попросила, чтобы сотрудники ГИБДД остановили их машину. 

- Сказала, чтобы у мужа проверили документы. Он был лишён прав, имел много нарушений и неоплаченных штрафов. То есть у них было основание его задержать. Но всё пошло не по моему сценарию. Перед нашим отъездом к нам домой пришёл участковый и спросил о насилии прямо при нём! Мне пришлось выкручиваться, я сказала, что у нас всё хорошо. Потом он начал мне звонить, спрашивал, почему в сообщении я пишу о насилии и наркотиках, а в лицо говорю, что всё в порядке. Я уже не выдержала и начала кричать, чтобы он не звонил мне больше и что ему нельзя в органах работать. У меня просто тряслись поджилки, было дико страшно - так неаккуратно полиция сработала, - вспоминает женщина. 

По словам Елены, муж хотел свести её с ума, вывозил в лес и копал ей могилу. Он часто угрожал ей убийством и подробно описывал, как его реализует. 

- Однажды Толя зарезал козу, а шкурку её прикопал. Сказал: «Пусть протухнет. В лес тебя вывезу, к дереву привяжу и шкуру эту положу рядом, чтобы медведь пришёл и разорвал тебя». Он получал удовольствие, когда описывал моё убийство. Говорил, что знает, как надо это делать, где спрятать части моего тела, чтобы не всплыли. Угрозы были ужасными. Думаю, он хотел просто свести меня с ума. Обещал вместе со своими друзьями накачать меня наркотиками, а потом пустить по всем инстанциям, чтобы разрушить мой моральный облик и чтобы меня закрыли. Я до сих пор боюсь, что он появится. Ведь у него есть связи в криминальном мире, - говорит женщина. 

По словам Елены, муж часто говорил о детях в сексуальном ключе, а в один из дней закрылся со Светой в комнате и не впускал туда жену, а выйдя, заявил, что совершил насилие над девочкой. 

Страшное признание дочери

Однажды Анатолия всё-таки остановили на дороге. Правда, после проверки документов у него лишь забрали машину и права, а самого отпустили домой. В этом он обвинил Елену и заставил её с детских пособий оплатить все его штрафы - более 60 тысяч рублей. 

- В конце концов его арестовали на сутки, и я решила бежать, - говорит Елена. - У меня было всего три тысячи рублей, на них купила билеты до Улан-Удэ. В городе обратилась к Надежде Гершевич, которая помогает жертвам домашнего насилия. В её центре мы с детьми переночевали, а утром заняли денег у родителей и поехали в аэропорт. 

Женщина полетела в Красноярск, где обратилась в Дом матери. Там её приняли и оказали всевозможную помощь. Тем временем Анатолий, находящийся в Бурятии под стражей, каким-то образом узнал, где его жена, и стал писать ей письма. Их Елена не читает и игнорирует сообщения, приходящие на телефон. 

- Несколько дней назад средняя дочка Аня, которой четыре года, призналась, что папа совершал действия сексуального характера с ней. Неоднократно. Я на днях написала заявление, чтобы возбудили новое дело - именно о сексуальном насилии. Потому что она описала, как всё было, - такое ребёнок выдумать не может. Всех детей обследовали медики, к счастью, выяснилось, что полового контакта не было. Сейчас Света немного успокоилась. До этого у неё было очень тревожное состояние. Я направляю все силы и средства на восстановление детей, мы посещаем психолога. Пытаюсь наполнить их положительными эмоциями, - говорит Елена. 

Новый следователь, по словам женщины, требует от неё приехать в Бурятию, если она хочет доказать, что дети подверглись надругательству. Но возвращаться туда, откуда ей с трудом удалось вырваться, женщина не собирается. Сейчас она хочет посвятить всю себя реабилитации детей, а в будущем помогать таким же, как она, - жертвам домашнего насилия. 

- Думаю, что если бы я занялась каким-то делом, то это была бы помощь женщинам, попавшим в похожую ситуацию, - говорит Елена. - Создала бы какую-то группу быстрого реагирования. У полиции, к сожалению, нет власти. Они не могут прийти и дать ему в морду, скрутить и увезти. Тем, кто оказался жертвой домашнего насилия, я бы сказала только одно - бежать без оглядки. И молиться. 

Не осуждать жертву за слабость и безволие

Бальжид Сандакдоржиева, психолог: 

- В этой истории я бы хотела поддержать героиню. Она большая молодец, что смогла найти возможность вырваться из всего этого. Кого-то может возмутить поведение её как матери: почему не предприняла мер заранее? Однако стоит помнить, что психика человека - непредсказуемое явление. Почему такое допускает человек в свою жизнь вообще? Почему столько времени это происходило? Почему не нашлось возможностей сбежать раньше? На подобные вопросы порой трудно найти рациональный ответ, потому что причины, как правило, лежат глубоко в бессознательных процессах психики. Поэтому побег этой девушки - это огромный шаг преодоления, если постоянно находишься в положении жертвы. Человеку свойственно ошибаться. Иногда цена ошибок слишком высока. Но никому с рождения не выдается книга с правильными ответами. 

Всё, что могло произойти в этой семье, уже произошло. Впереди их ждёт большая работа по психологической реабилитации. Я призываю людей быть внимательнее друг к другу, не осуждать жертв домашнего насилия за слабость и безволие. Многие именно поэтому молчат так долго - потому что боятся, что их станут осуждать окружающие и что никто не поддержит. Нужно понимать психологию жертв, им очень страшно, им кажется, что угроза отовсюду, они никому не доверяют, они чувствуют себя один на один со своей беспомощностью и чувством вины. 

Дорогие женщины, если вам кажется нормальным, что вас оскорбляют в семье, бьют, склоняют к сексу против вашего желания, манипулируют и угрожают, знайте - это нездоровые отношения. Почему? Скорее всего, вы травмированы и поэтому неосознанно выбрали такую форму отношений. Может, были свидетелем или жертвой насилия в своей семье, когда росли. Скорее всего так же, как и ваш мужчина. Пройдите курс психотерапии со специалистом. Разберитесь со своими травмами и научитесь выбирать себя. 

«Жертва терпит из-за страха»

Центр защиты материнства «Остров надежды» - единственный в Бурятии, где оказывают помощь жертвам домашнего насилия. Руководитель центра Надежда Гершевич говорит, что проблема эта очень актуальна и в год к ней за помощью обращаются около десяти женщин. 

- Жертвы домашнего насилия обращаются к нам часто, но не все попадают к нам. Кто-то просто консультируется, говорит, что для сестры или подруги. Кто-то на всякий случай узнаёт, какую помощь мы можем оказать, на какой срок и так далее. В год через наш центр проходят десять женщин, это те, кто прямо жил у нас. А обращений как таковых раза в три больше. 50 процентов женщин возвращаются к мужьям и восстанавливают семьи. Другая половина начинает с чистого листа. Решают вопросы с жильём, документами и живут самостоятельно. Обычно женщины уходят от домашних тиранов в их отсутствие или пока те спят. Бывает, говорят, что пошли с детьми на праздник и не возвратились. Часто причиной того, что жертва терпит, становится страх перед местью, отсутствие родных и друзей, к которым можно уйти, у них нет поддержки. Многие не знают о существовании нашего центра. У нас женщина может получить временное жильё, а также консультации по юридическим вопросам и помощь психолога. 

Телефон доверия центра «Остров надежды»: 8-902-564-54-81.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях