юмор
17143

Стендап-комики Улан-Удэ: «Нет запретных тем, есть плохие шутки»

Резиденты клуба «Standup2u» о выдумках на сцене, девушках в юморе и зрителях

Фото: Адам Робертсон

Стендап-комедия в республике зародилась почти десять лет назад, но не сразу набрала обороты. Про юмор, хейтеров, аплодисменты из жалости и то, почему хорошему комику выкрики не мешают, «Информ Полису» рассказали резиденты клуба Дмитрий Анонов и Баярто Мункин.

На первый концерт пришли десять зрителей

- Ребята, вы начинали развивать стендап в Улан-Удэ в 2013 году. Сколько человек тогда было в вашей компании, и сколько теперь выступают на постоянной основе?

Дмитрий Анонов, один из основателей стендап-клуба «Standup2u» в Улан-Удэ:

- 2013 год был знаковым для бурятского юмора. Тогда креативные продюсеры «Comedy Баттл» на ТНТ ездили по городам России и проводили кастинги среди региональных юмористов - не у всех была возможность летать в Москву. В 2013 году такой кастинг состоялся и в Улан-Удэ, много наших ребят прошли его: и КВН-щики, и люди, никак не связанные с КВН. Прошли его и мы с Алексеем Сметаниным, постоянные резиденты нынешнего клуба. Мы съездили на ТНТ, увидели всю внутреннюю кухню, как создаются проекты. Я выступал с переменным успехом, Лёха прошёл во второй тур.

Вернувшись, на вдохновении я решил организовать стендап в Улан-Удэ. Но первый блин оказался комом: мы собрались в антикафе, провели концертик, куда пришли десять зрителей, а выступающих было пять-шесть человек. После зимней Олимпиады в 2014 году Марк Николаев и Ерлан Сейтказинов увидели, что есть в Бурятии стендап-комики, которые могут писать шутки, и решили монетизировать эту тему. Договорились с местным телеканалом и организовали «Вечерний микрофон». Мы сняли два сезона. Очень радовались, что среди нас были люди не только из КВН, например, маршрутчик Вася Пусный тогда заявил о себе и до сих пор с нами. По тем временам нам хорошо платили, а мы выдавали новый материал каждый месяц. Но через два года канал отказался от нас. Мы благодарны за этот колоссальный опыт, он пригодился, чтобы сейчас делать то, что мы делаем. Благодарны Марку и Ерлану, без них ничего бы, наверное, не получилось.

- Долго длилось затишье?

Дима: - С 2016 по 2017 ничего не происходило. Но творческая личность не может не творить. Я поначалу думал, что один пишу в стол, но потом узнал, что и другие тоже пишут. Когда в Улан-Удэ переехал известный иркутский КВН-щик Саша Николаев, он сказал: «Давайте организуемся», и мы с ребятами собрались: я, Егор Гула, Баярто Мункин, Лёха Сметанин, Витя Чойдонов. Договорились о выступлениях с баром на Элеваторе. Первый «Открытый микрофон» прошёл на ура, так как мы писали шутки целый год. Потом из бара нас попросили, и мы начали искать другую площадку.

Когда открылся новый бар на Ленина, Баярто договорился о выступлениях там - хозяин был заинтересован в нас. К нам присоединился переехавший в Улан-Удэ из Владивостока уже состоявшийся комик Артём Рогов - тот самый единственный юморист из Улан-Удэ, который попал в «Открытый микрофон» на ТНТ и дошёл до финала. Он стал толчком для нашей движухи, поделился опытом из Владивостока.

В 2018 году, если я не путаю даты, мы собрали концерт в ДК «Железнодорожник» на 190 зрителей. Мы были в эйфории от происходящего, от количества зрителей и от того, что даже деньги какие-то подняли (улыбается).

Сейчас на постоянной основе у нас выступают 15 комиков. Это наш костяк. Мы регулярно проводим «Открытый микрофон», куда может прийти и выступить любой желающий. Это нужно, чтобы открыть новых людей в юморе, проверить новые шутки. Кто-то приходит и остаётся с нами, кто-то выступает один раз и исчезает.

- Баярто, а как ты решил заняться юмором?

Баярто: - Какого-то осознанного решения не было. Мы просто играли в КВН по студенчеству. Учиться было неинтересно, интересно было чем-то другим заняться (улыбается). Ты просто получаешь сценический адреналин и чувство окрылённости, когда над твоими шутками смеются. Потом это чувство хочется продлить. Так многие из КВН уходят в стендап.

В регионе надо делать ради искусства

- На какие средства существует стендап-комедия в Улан-Удэ?

Дима: - Начиналось всё на простом энтузиазме, а сейчас у нас есть платные мероприятия: «Сет-лист», «Разгоны», шоу «Самый умный комик» и «Самый слабый комик». Они платные, потому что качественные. К ним мы серьёзно готовимся. «Открытый микрофон» - бесплатное мероприятие, никаких входных и платы за то, чтобы выступить. На деньги с платников, плюс на деньги с концертов мы и существуем.

Буквально с этого года мы решили делать сольные концерты. Недавно, например, был концерт Алексея Сметанина. 3 июля состоится концерт Баярто Мункина. Естественно, с сольных комики забирают деньги себе. Это, наверное, переход на новый уровень - зарабатывать со своего хобби. Мы к этому долго шли. В этом году постараемся провести сольники всем постоянным резидентам клуба.

Вообще, московские комики нам обычно говорят, что в регионе ничего не надо делать ради денег, всё ради искусства. Это о том, что нормальные деньги пойдут только тогда, когда ты достигнешь максимального уровня в том, что делаешь. Тогда уже просто не сможешь не зарабатывать.

Про границы дозволенного в юморе

- Можно ли сказать, что сейчас, в такое несмешное время у людей больший спрос на юмор, отвлечение?

Дима: - Да, в непростое время живём. Хочется людям уже чего-то светлого, доброго, и мы пытаемся это дать. Первыми сдались те, кто думал, что всё это не надолго. Вторыми - те, кто думал, что навсегда. А выжили только те, кто никаких ожиданий не строил, а делал то, что должен. Мы делаем, что должны - радуем людей, и будь, что будет.

Баярто: - Я бы не сказал, что больше народу стало ходить. Даже если больше, то непонятно, что они приходят именно за этим. Тем более, в нашем регионе кризис не так сильно чувствуется. У кого-то, может быть, есть спрос, но не на отвлечение, а на анализ ситуации, наверное. Некоторые хотят понять и услышать, что не одни они переживают.

- Над чем сейчас нельзя шутить, и прилетало ли кому-либо из вас за шутку?

Дима: - Слава богу, пока нет. Но я обратил внимание, что ходят на выступления ребята, сильно отличающиеся от нашей целевой аудитории. Да, есть внимание к стендапу, как и во всей России. Не знаю, насколько серьёзное, но все всё понимают.

Я придерживаюсь мнения, что нет запретных тем, есть плохие шутки. Если твоя шутка смешная, высмеивает какую-то проблему или порок, то, наверное, есть смысл в её существовании. Чисто юридически, конечно, запрещено всё. Я не знаю, как существовать юмористу в России, учитывая все запреты.

Баярто: - Шутить можно на любые темы. Главное, чтобы это был взгляд со стороны. Можно копнуть с другого угла, осмыслить, почему так. Тоже считаю, что запретных тем в комедии нет. Просто нужно прощупать границу дозволенного, которую нельзя перешагивать. Это как ходить и колючую проволоку трогать.

- Понятно, что оскорбления в выступлениях недопустимы. А должен ли стендап-комик нести ответственность за транслируемые им шутки о политике, например?

Дима: - Если человек неправильно понял шутку, то какая ответственность может быть на комике. Такое часто происходит - сказано одно, понято по-другому, и всё катится в тар-тарары. И ещё вырывание из контекста, разумеется! Любимое занятие хейтеров, прочих придурков и невежд. Если шутка качественная, и она задела, то это проблема того, кого она задела.

Баярто: - Конечно, стендап-комик отвечает за то, что говорит. Любой человек отвечает. Но стендап - это уже публичное пространство. У нас максимально расслабленные что публика, что комики, и мы себе оскорблений не позволяем. Насчёт острой социальной сатиры - у нас пока её нет, наверное. Мы только учимся, и зритель учится воспринимать.

Не грузиться, а иначе посмотреть на проблему

- Какая миссия, на ваш взгляд, у современных стендап-комиков?

Дима: - Нести свет и радость людям (улыбается). Потому что без них никак. Все предыдущие жанры юмора умирают - КВН, «Аншлаг», Comedy club. А стендап - это глоток свежего воздуха. Он помогает не сойти с ума нам самим и не сделать этого другим.

Баярто: - Если брать наших комиков, у кого-то есть цель в телевизор попасть. У меня желание, чтобы люди слушали и понимали, что они не одни в этом мире сталкиваются с какими-то проблемами. Например, шучу о семье или о долгах, человек слушает и понимает, что над этим можно посмеяться. Не грузиться, а иначе посмотреть на проблему. И, возможно, она вовсе не проблема. То есть это психотерапия, скорее.

Резиденты стендап-клуба

«Большим «зашкваром» считается воровство шуток»

- Есть ли среди вас те, кому материал пишет кто-то другой? Считается ли такой комик комиком?

Дима: - Все свои шутки наши авторы пишут сами. Конечно, бывает, ты приносишь свои наработки на шоу «Разгоны», и другие ребята тебе их добивают. Так мы друг другу помогаем написать материал, но идея всегда исходит от автора. Никто ни у кого не ворует, в том числе с телевизора. Хотя у многих такое мнение есть, что мы с Ютуба «тырим». Это абсолютно не так. Зритель сразу выкупает, если шутка не твоя и если это то, что тебе не близко.

Некоторые монологи бывают очень откровенными. Особенно вещи, о которых ты не говоришь в компании, но говоришь со сцены - это удивительно, это подкупает зрителя, когда с тобой разговаривают честно, откровенно, да ещё и смешно. В стендап-комедии во всём мире большим «зашкваром» считается воровство шуток.

- Есть ли у вас какое-то распределение, например, «комик-интеллектуал», «красавчик», «злой комик»?

Дима: - Так как стендап это про тебя самого, то, наверное, твоё амплуа такое же, как и в жизни. Если ты сам по себе интеллектуал, то и на сцене им будешь. Лучше быть тем, кто ты есть. Это самый простой и честный способ показать комедию.

Дмитрий Анонов

- Кто из вас уже пробовал покорить столичную публику или собирается это сделать?

Дима: - Егор Гула и Виктор Чойдонов регулярно ездят на фестивали на ТНТ, на «Панчлайн» от Стендап-клуба №1. Вообще, по одному разу многие из нас ездили. Там такой жётский формат в три минуты. Если не смешно первые 30 секунд - пошёл (отсюда). Кстати, никого из наших комиков раньше времени не выгоняли. Все выступали полностью и «заходили» на зал (нравились). А зал - это комики со всей страны.

«В стендапе не главное рассмешить, главное - быть услышанным»

- Как вы относитесь к выдумыванию жизненных ситуаций для «усмешнения» шуток?

Дима: - В любом монологе есть место выдумке. Но это, скорее, гиперболизация либо фантазия на тему. Например, шёл я по улице, мне бабулька что-то в спину крикнула, и я пофантазировал, как бы я ей мог ответить. В этом шутка. А вот полностью придумать ситуацию - нет. Выдумать можно только часть монолога. Всё остальное - всегда правда. Ну, почти всегда (улыбается).

Баярто: - Я категорически против. У нас очень много комиков, которые специально придумывают. Но зрители чувствуют это и испытывают отторжение. Комики удивляются: «Почему? Я же смешно придумал!» Может, это и смешно, но не искренне. Когда рассказываешь от души, это начинает работать. В стендапе не главное рассмешить, главное - быть услышанным.

- Бывало ли, что чья-либо из вас шутка обидела кого-то или была неправильно понята из-за неудачной подачи?

Дима: - Мы уже давно не шутим неаккуратно, чтобы кого-то специально обидеть. Это опыт. Но если ты обиделся на шутку, то это только твои проблемы, комплексы и загоны.

- Сколько девушек в бурятском стендапе?

Дима: - На «Открытый микрофон» часто приходят девушки. Среди примерно тридцати человек, которые крутятся около стендапа, наверное, пять девушек. На постоянке выступает только одна - это Маша Скит, очень крутая. На последнем концерте она просто разнесла зал в щепки. Никаких гендерных предрассудков у нас нет, мы рады всем. Добро пожаловать, если от тебя смешно!

- Где и на ком вы проверяете новые шутки?

Дима: - В первую очередь, мы обкатываем шутки на «Открытых микрофонах». Не знаю, может, кто-то из ребят проверяет на своей жене, родителях или на собаке. Но «Открытый микрофон» нужен именно как проверочное мероприятие.

«Смех - первая и самая искренняя реакция»

- После одного из выступлений я слышала, как вы с другими комиками обсуждали, что «лучше смех, чем аплодисменты». Почему?

Дима: - Аплодисменты - это больше благотворительность со стороны зрителя, которая не всем комикам нравится. Наш региональный, в частности улан-удэнский зритель очень благодарный в плане отдачи энергетики, мы его любим. Поэтому, когда зритель хочет аплодисментами наградить комика за юмор, почему нет? Это тоже выражение признательности. В других регионах другое отношение к этому, потому что некоторых выступающих аплодисменты сбивают и отвлекают, теряется темп выступления. Мы за это не переживаем.

Баярто: - Потому что смех - это первая и самая искренняя реакция. Аплодисменты - больше механическое действие, контролируемое человеком. Они сбивают, просаживают темп. Но когда человек настолько смеётся, что ему не хватает сил, он просто хлопает или топает, тогда аплодисменты - это хорошо.

- Что может испортить выступление? Пьяный, выкрикивающий или жующий зритель, разговоры за столами?

Дима: - Да, выкрикивающие, перебивающие зрители, так называемые «хеклеры». В Америке и Британии, например, есть люди, которые специально приходят, чтобы мешать. Это целое ответвление от стендапа, субкультура. В Улан-Удэ такого нет, особенно на платных мероприятиях. Там мы заранее предупреждаем, что ничего выкрикивать не надо, если комик об этом не просит. Но иногда попадаются персонажи. Тут всё зависит от опыта - если комик опытный, то он этого хеклера заткнёт только так. И сделает это красиво, интеллигентно, смешно, аккуратно. Ювелирно, я бы сказал.

Баярто: - Факторов много. Обычно зрители приходят на выступление целенаправленно и ведут себя корректно. Например, пьяные могут всё испортить, а могут и наоборот - пообщаться с тобой и сделать это смешно.

Более зажатый и благодарный зритель

- В чём особенности зрителей в Улан-Удэ, если сравнивать с теми же Иркутском или Читой?

Дима: - Мы регулярно ездим в Читу и Иркутск, делимся опытом с комиками, и они к нам ездят. Наверное, да, зрители наших городов отличаются. В Бурятии более неискушённый зритель и очень благодарный. Даже просто подходят после выступления индивидуально к комикам, благодарят за отдельные шутки.

Баярто: - Бурятский зритель более зажатый, очень тяжело идёт на контакт с комиком, когда требуется пообщаться с залом, перевести дух. Отвечают односложно. С другой стороны, когда выступаешь в Иркутске, иркутяне не могут найти контакт со своими зрителями, а мы можем.

- Кто вы по профессии?

Дима: - Я юрист. Учился этому и работаю по специальности уже 14 лет.

Баярто: - Я учился на филфаке. Кто по профессии, сказать не могу, но работа связана с религией. В комедии я лет 10, в стендапе года четыре.

- Каков ваш девиз как юмориста?

- Нет запретных тем, есть плохие шутки!

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях