самолет
3417

Один из самолётов, названных в честь Байкала, будут собирать рядом с «Сухим Суперджетом»

Ради этого в Комсомольске-на-Амуре построят отдельный завод

Фото: knaaz.org

В конце декабря 2021-го в воздух впервые поднимется лёгкий многоцелевой самолет «Байкал» ЛМС-901. Серийное производство новинки авиапрома начнётся в 2024-м, а собирать воздушное судно будут в Комсомольске-на-Амуре, сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минпром Хабаровского края.

Место для завода определили неподалёку от цеха сборки самолётов «Sukhoi Superjet 100». За счёт расширения преференциальной зоны ТОР «Комсомольск» там создадут площадку «Амур». Совместно с Минпромторгом в реализации этих планов активно участвует Минвостокразвития РФ и корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.

- Это не только новое производство по соседству с предприятиями группы КнААЗ – «Комсомольского-на-Амуре авиазавода», но и совершенно новый технологический передел. Помимо корпусов агрегатной и окончательной сборки, центра технического обслуживания и ремонта, будет создан авиационный учебный центр профессиональной переподготовки пилотов и центр разработки беспилотных версий «Байкала» и легкомоторного самолёта Т-500. Таким образом, возникнет цифровой авиакластер, – пояснил глава хабаровского Минпрома Игорь Фомин.

Заказчиком строительства нового предприятия и инвестором выступает Уральский завод гражданской авиации – разработчик «Байкала». В проект хотят вложить до двух миллиардов рублей.

Насколько тесной будет интеграция будущего производства с КнААЗом, пока не ясно, отмечает «РГ». Это обсуждается до сих пор, рассматриваются разные варианты. Всё зависит от цены комплектующих. Говорить о том, что поставщиками выступят корпорация «Иркут» и КнААЗ, по словам Игоря Фомина, пока преждевременно. Власти края надеются совместить три авиапроекта, чтобы получить максимальный экономический эффект и решать социальные проблемы города.

Пока определились только с земельным участком для будущего завода, но проект уже вошёл в фазу активной реализации. Первой реперной точкой станет конец декабря, когда «Байкал» полетит. Сейчас же его готовят к статическим испытаниям. По оценке экспертов, программа замены самолётов Ан-2 на современный ЛМС-901 может занять до десяти лет.

Два «Байкала»

На очередной сессии Народного Хурала в конце июня глава Бурятии Алесей Цыденов рассказал о производстве разрекламированного самолёта под названием «Байкал». Как выяснилось, их будет два.

- Наш самолёт – композитный биплан с грузоподъёмностью две тонны и дальностью две тысячи километров и минпромовский «Байкал» – алюминиевый с грузоподъёмностью в тонну и дальностью в тысячу километров, – отметил Алексей Цыденов. – Темпы работы не такие высокие, как хотелось бы, но она ведётся. Всё зависит от разработки документации. Минпром обещает поддержку. Есть обещание Юрия Трутнева (полпред президента России в ДФО – прим. авт.) ускорить работу по нашему «Байкалу».

Ранее сообщалось, что Минпромторг России отказался от одномоторного самолёта ТВС-2ДТС «Байкал», серийное производство которого планировали начать на Улан-Удэнском авиазаводе в 2024 году. Первый опытный образец хотели выпустить уже в 2021-м, однако недавно стало известно, что все наработки пошли на создание другой модели – вышеупомянутого ЛМС-901 с тем же названием. Почему так произошло, пояснил в эфире программы «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» экс-советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев.

- Главная причина – прежде всего, в сложных взаимоотношениях России с Западом, – заявил он. – Санкционный режим, в частности, привёл к тому, что на заводе у наших соседей-иркутян, которые производят самолёт МС-21, уже идёт задержка на два года – композитные элементы конструкции, а также двигатель из-за санкций вынуждены менять на отечественные, переходить с композита на металл и так далее.

Бадмаев отметил, что Бурятии в каком-то смысле даже повезло, поскольку республика избежала такой ситуации.

- Ещё на начальной стадии, когда шёл выбор модели, мы отказались от варианта, который был в наибольшей степени зависим от импортных комплектующих, и переориентировались на модель, имеющую больший удельный вес отечественных комплектующих и запчастей. С заказами, в принципе, всё хорошо. Уже есть потенциальные заказчики. В основном это дальневосточные и сибирские регионы и компании, предварительно готовые заказать свыше 200 самолётов, – подчеркнул бывший советник главы.

А портал «Авиация России» уточняет, что ТВС-2ДТС не устроил Минпромторг не только из-за импортных комплектующих и агрегатов. Он получился чрезмерно тяжёлым – масса пустого самолёта составляет 3180 килограммов, максимальная взлётная – 7400. Пустой же ЛМС-901 весит 1980-2040 кг. Его максимальный взлётный вес – 4800.

«Военное обозрение» отмечает: лёгкий многоцелевой ЛМС-901 «Байкал» призван – как когда-то и ТВС-2ДТС – прийти на смену легендарному Ан-2. Недавно его испытали в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского. Исследования проводились по заказу ООО «Байкал-Инжиниринг».

Напомним, в ноябре в Бурятии с рабочим визитом побывал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Глава региона Алексей Цыденов обсудил с федеральным чиновником проекты, которые планируется реализовать на предприятиях республики. Среди них, к примеру – серийный запуск новой авиатехники на УУАЗ. Тогда-то и зашла речь о массовом производстве нового самолета.

- Ждём первого полёта опытного самолёта «Байкал», который будет производиться на авиационном заводе. В следующем году мы должны получить опытный образец. Примерно полтора года уйдёт на сертификацию, чтобы с 2023-го начать серийные отгрузки с завода, – сообщил глава Минпромторга.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях