строительство
1117

Дальнейшее строительство БАМа и Транссиба: экологическая дилемма или острая необходимость?

В Общественной палате Бурятии обсудили модернизацию железнодорожных магистралей страны

Фото автора

По вопросу расширения магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации 21 июля состоялось расширенное заседание общественной палаты Бурятии с главой республики, руководством ВСЖД, членами Общественных Советов при министерствах: природопользования, промышленности и торговли, транспорта и связи, строительства, агентства лесного хозяйства, экономики, представителями общественных организаций экологической направленности, учеными экологами, экономистами; жителями северных районов, депутатами Народного Хурала.

- Мне кажется, говорить о значениях основных железнодорожных магистралей смысла нет, все понимают для чего и зачем, и что это дает непосредственно республике, - глава Бурятии Алексей Цыденов первым взял слово. - Основная задача - создать нормальные условия для жизни, чтобы у людей была работа, доход, развитая социальная инфраструктура не только в Улан-Удэ, но и на территориях, прилегающих к Байкалу. Безусловно, любая жизнедеятельность не должна быть в ущерб экологии, при этом безудержное экологическое стремление не должно быть в ущерб людей. Если можно организовать функционирование экономики, работу социальной сферы, условия жизни людей так чтобы не наносить ущерба экологии, Байкалу, всему остальному - так и надо делать, и мы к этому идем.  

«К лесу дорога не подходит»

Он добавил, что Транссибу больше ста лет и особого ущерба экологии Бурятии магистраль не принесла. БАМу на территории Бурятии 50 лет, и то, что по изначальному проекту, разработанному еще в советское время состоится этап прокладки вторых железнодорожных путей также не принесет большого вреда окружающей среде. 

- На Транссибе к лесу дорога не подходит, в рамках центральной экологической зоны никаких работ на Транссибе не предусматривается. На БАМе предусматривается, но это участки от 0,1-1 гектара, - отметил Алексей Цыденов размеры возможных вмешательств в рамках существующей полосы отвода железной дороги.

Глава Бурятии сделал важную ремарку о том, что развитие железной дороги создает дополнительные рабочие места. Так, только на БАМе появится порядка 500 рабочих мест: обслуживающие предприятия, сервисные, депо, путевые части, путевые машинные станции и т.д., которые будут работать на этой линии после сдачи проекта в эксплуатацию. 

- Когда люди без работы, они идут и валят лес, ловят омуль. Это реальная угроза экологии и Байкалу. А когда у человека есть нормальная стабильная работа, тогда и лес не горит и вырубок незаконных нет, и омуль быстрее восстанавливаем и т.д. Мы все понимаем взаимосвязь между тем что есть у человека условия и средства для существования или нет и как человек вынужден в случае отсутствия доходов находить возможность зарабатывать. Для нас создание дополнительных рабочих мест и социальной инфраструктуры является первоочередной задачей. Мы за то, чтобы в республике люди жили хорошо, - сказал Алексей Цыденов.

Также он затронул тему возможного снятия экологических ограничений на озере Байкал. 

- Экологическая экспертиза остаётся, меняется формат ее проведения. Сначала проводится экологическая экспертиза, потом техническая. В итоге только согласование проектной документации проходит в среднем год. То, что сейчас предусматривается - это то, как было раньше, когда экологическая и техническая экспертизы проводились одновременно. Раздел «Экология» в проектно-сметной документации остается и в этом плане все нормы и экологические требования, которые должны быть соблюдены еще на стадии проектирования закладываются и сохраняются. Это касается не только опасных производственных объектов, но и всего капстроя, который предусматривается. Экологический раздел проектно-сметной документации остается в полном объеме и экспертиза, соответственно, тоже, - подчеркнул глава республики.

Алексей Цыденов отметил, что поддерживает мнение, чтобы экологическая экспертиза проходила именно в Бурятии, а не в других регионах. 

- Общий подход к нам не применим. Мы над этим работаем. В протоколе сегодняшней встречи пропишем и этот протокол направим в Совет Федерации, правительство РФ, -  дал указания глава Бурятии.  

Под присмотром общественников

Председатель общественной палаты Бурятии Баир Бальжиров поделился с присутствующими информацией, что до заседания прошли переговоры с руководством ВСЖД.

- Начальник ВСЖД Василий Федорович Фролов согласен подписать соглашение между ВСЖД и общественной палатой Республики Бурятия на проведение общественного контроля в процессе реализации крупных инфраструктурных проектов на территории республики, - отметил Баир Бальжиров.

Сам Василий Фролов в своем докладе подчеркнул, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта - это не прихоть российских железных дорог, а потребность государства в обеспечении транспортной доступности субъектов Российской Федерации. 

- Развитие транспортной инфраструктуры всегда способствует экономическому, социальному развитию территорий, созданию дополнительных рабочих мест и как следствие, росту благополучия населения. Поэтому прошу рассматривать развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей как перспективный проект государства направленный на развитие прежде всего северных территорий, - обратился он к общественности Бурятии. 

По его словам, руководство железной дороги понимает всю ответственность планируемых работ, в связи с этим разработаны компенсационные меры.

- Выполняются компенсационные мероприятия, как лесопосадка и восстановление водно-биологических ресурсов. С момента строительства вторых путей на БАМе выпущено более 1 млн мальков ценных видов рыб с объемом затрат - 18 млн рублей. В текущем году планируется высадка саженцев сосны на 80 гектарах. На одно вырубленное дерево, пять будет посажено и возвращено в природу, - обозначил Василий Фролов.

Развитие экономики в условиях экологических ограничений

В свою очередь, первый зампред Общественной палаты республики Татьяна Думнова предложила правительству Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края представить в правительство РФ информацию о фонде лесовосстановления с указанием участков пригодных для создания компенсационных лесов. А правительство РФ должно определить для РЖД сроки лесовосстановления. Она настояла на определении изменений границ особо-охраняемых природных территорий и попросила представить подробный проект по лесовосстановлению. 

- Поскольку выйдет федеральный закон необходимо принять ряд подзаконных актов в части постановления, которые будут касаться создания регуляционного механизма, который бы обеспечил устойчивость между природой, человеком и экономикой. Люди, которые сегодня задают вопросы, должны увидеть, что экономика может развиваться в условиях экологических ограничений, - представила точку зрения общественности Татьяна Думнова. 

Во время заседания свою позицию через видео-конференц-связь высказали и жители севера республики. 

- Проектом БАМа были изначально предусмотрены первый и второй путь. Мы ждали этого события более 40 лет. Кто-то не дожил до этого момента. Мы понимаем, что железная дорога, которая будет развиваться на севере Бурятии будет связана с объединением дальневосточного округа. Вторым аспектом будет развиваться инфраструктура, - высказал свою точку зрения ветеран БАМа Виктор Бардеев.

По его словам, во многих селах кроме железных дорог, никакой связи с родными нет. И люди надеются и верят в этот проект.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях