Народный Хурал
4891

Как поделят портфели в новом составе парламента Бурятии?

Сегодня депутаты Народного Хурала распределят между собой руководящие должности

Рисунок: Баир Ободоев

19 сентября пройдет первая, так называе­мая установочная сес­сия Народного Хурала. На ней должны избрать руководящие органы. Кто станет спикером, кто замами, кому до­станутся посты пред­седателей комитетов и двух замов при них? 

У избирателей Бурятии сложился ошибочный сте­реотип, что Хурал обходит­ся нам слишком дорого и его нужно ликвидировать. На са­мом деле депутатов, работа­ющих на освобожденной осно­ве, то есть получающих почти министерские зарплаты в Ху­рале, всего 15 человек из 66. Остальные продолжают рабо­тать в своих организациях и фирмах, получая деньги толь­ко на содержание помощни­ков депутатов. Именно поэто­му среди ВИП‑пенсионеров с золотыми доплатами депута­тов намного меньше, чем быв­ших членов правительства. 

Не стоит забывать, что Хурал как законодатель­ный орган — это равноправ­ная правительству ветвь вла­сти. Именно депутаты, избран­ные жителями, от их имени контролируют работу мини­стров, проверяют, как расхо­дуется бюджет республики. А это наши с вами общие день­ги налогоплательщиков. Депу­таты могут не принять отчет о социально-экономическом развитии республики, как это было при Наговицыне. Его ми­нистров и зампредов в Хурале часто подвергали жестким до­просам. Депутаты могут выра­зить недоверие или потребо­вать отставки высокопостав­ленных чиновников. Наконец, именно депутаты Хурала вно­сят инициативы или поправки в федеральные законы, по ко­торым мы все живем. Не зря председателя Народного Ху­рала называют вторым лицом республики. Поэтому начнем с того, как боролись за этот пост новоизбранные депутаты. 

Двуязычный спикер

В прошлых созывах Хура­ла эсеров и коммунистов было ничтожно мало. Поэтому они даже не пытались всерьез предлагать спикера из сво­их рядов. Но и сейчас, полу­чив немалые фракции, оппози­ционные партии легко согла­сились на то, что «единорос­сы» опять навязали им Влади­мира Павлова председателем Хурала. И дело не только в том, что бичурский депутат ли­дер «единороссов» Бурятии и на этом основании въехал в Хурал на паровозе республи­канского партсписка. Сыграл свою роль пресловутый нацио­нальный фактор. Показная то­лерантность, которой власти республики любят прихваст­нуть перед Москвой, вмиг ис­паряется, когда дело доходит до изучения бурятского языка, выборов или высоких должно­стей. Владимир Павлов в этом смысле попал в нужное место в нужное время. Русский, вла­деющий бурятским языком, как Леонид Потапов, Павлов везде свой. Кстати, это в Би­чуре он семейский. Хотя отту­да у него только мама. Отец Владимира Анатольевича го­рожанин, что роднит главно­го «единоросса» с городски­ми депутатами. А уж о том, как Владимир Анатольевич демон­стративно переходит на бу­рятский язык с бурятами, под­шучивая над русскими, давно стало бородатым анекдотом. Зато такое двуязычие про­изводит впечатление на мо­сковское начальство. Такое прекрасное знание бурятско­го языка только украшало бы Павлова, если бы не пятно в прошлом. Именно в его окру­ге Бичурская школа первой от­казалась от бурятского языка в школе. За ней последовали другие и все в семейских се­лах. Это дало повод подозре­вать некий сговор, в котором участвовали депутаты от этих районов и учитель с высокопо­ставленным чиновником адми­нистрации Наговицына. 

Плоды той поправки в за­кон об образовании сейчас выражаются в отказах в шко­лах от бурятского языка. Но это тема наших будущих ста­тей. По иронии судьбы именно его знание стало решающим аргументом в пользу Павлова на выдвижение спикером. 

Национальный паритет

Еще один аргумент, кото­рый любят применять у нас в политике, — национальный паритет. Раз глава республики бурят, то спикер должен быть русский. Правда, при этом за­бывают, что глава все-таки метис, как и министры туриз­ма и спорта. Их всех с таким же успехом можно назвать как бурятами, так и русски­ми. С утверждением Павлова спикером можно окончатель­но потвердить, что все мети­сы в нашей республике толь­ко буряты. 

Как бы эти игры в нацио­нальный паритет не сыграли злую шутку с политиками при выборе сенатора от Хурала и в будущем году на выборах мэра. Потому что это откры­вает дорогу градоначальни­ку из титульной нации в силу пресловутого баланса. 

Пока порадуемся за Влади­мира Павлова, который в свя­зи с новой должностью поки­нет неспокойный пост секре­таря политсовета БРО «Единой России». Неспокойный, потому что в партию власти неизбеж­но стремятся проходимцы всех мастей, амбициозные безра­ботные в МГЕР и бизнесмены. Отсюда и хромая партийная дисциплина, которая не ме­шает «единороссам» бороть­ся друг с другом. Даже сейчас во время дележки портфелей фракция «единороссов» успе­вает интриговать друг против друга. 

Новым лидером «едино­россов» Бурятии станет Баир Жамбалов. Если перед этим его изберут вице-спикером. Скорее всего, это уже дело времени. Потому что Жамба­лов уже съездил на утвержде­ние в Москву. Это тоже укла­дывается в совковую логику нацбаланса — секретарь об­кома теперь бурят. 

Шесть комитетов

Число хуральских комите­тов останется таким же, как было, — шесть. Зато к руко­водству придут, очевидно, но­вые лица. Бюджетный поста­рается сохранить за собой Зо­ригто Цыбикмитов. Хотя бы потому, что он явно устраива­ет правительство больше, чем бывший спикер Цырен Доржи­ев. Справедливости ради от­метим, что Цырен-Даши Эр­дынеевич в силу опыта цифры бюджета щелкал как семечки и спрашивал с правительства за каждый рубль. 

Но даже однопартийцы из фракции отказали Цырену Доржиеву в посте второго ви­це-спикера. Предпочтение от­дано известному врачу-хирур­гу Галану Гунзынову. Не по­могла даже поддержка гла­вы республики Цыденова, ко­торый, как говорят, выдвигал бывшего спикера на эту долж­ность. В разговорах с нами, на условиях анонимности, члены фракции «ЕР» объяснили это тем, что не пропустили Доржи­ева «во благо главы Бурятии и во имя защиты авторитета Ху­рала. Бывшие и новые коллеги припомнили еравнинскому де­путату все публичные проколы и тяжёлый характер. 

— Уж лучше не рисковать и не позориться! — как выра­зился один депутат, раньше считавшийся товарищем Дор­жиева в бытность спикером. 

Комитеты под «единороссов»

Председателем комитета по социальной политике, кото­рый возглавлял не прошедший эти выборы Стопичев, должен стать ушуист Игорь Марко­вец. Помогут ли ему хулиган­ское детство и двойки в шко­ле принимать социальные за­коны? В прошлом созыве он не запомнился ничем выдающим­ся, кроме обвинений журнали­стов в том, что они пишут толь­ко о плохом.

Рисунок: Баир Ободоев

Самая бесспорная и удач­ная кандидатура в комитет по межрегиональным связям — известный меценат Валерий Доржиев. Хотя злые языки на­зывают его креатурой Хамбо ламы, который, как видим, не выступил против фигуры Пав­лова на посту спикера. Оче­видно, это следствие его от­ношений с главой республи­ки и руководителем его адми­нистрации. Не случайно в по­следнее время руководитель администрации главы и пра­вительства постоянно рядом с Хамбо открывает новые и вос­становленные дацаны и дуга­ны. На должность председа­теля комитета по экономиче­ской политике фракция «ЕР» выдвигает успешного и опыт­ного депутата Батора Цыбико­ва. Хотя, как сильный юрист, он был бы на своем месте в комитете по госустройству. А вот тут и начинается самое интересное. 

Пакетное соглашение

Комитет по госустройству в силу негласного пакетного межфракционного соглаше­ния отдают коммунисту Вик­тору Малышенко, недавнему сопернику Цыбикова на одно­мандатном округе. 

Зато в комитет по аграр­ной политике на фракции только со второй попытки был согласован бывший «серый кардинал» бурятской полити­ки Петр Носков. Ему прочат нелегкую борьбу на первой сессии. Да и неясна судебная перспектива на Мухоршибир­ском одномандатном округе. Напомним, здесь Носков выи­грал с отрывом всего в 12 го­лосов. Теперь его соперник нашел кучу грубых наруше­ний при голосовании и подал в прокуратуру. Не очень при­ятная история для Петра Лу­кича, которого считали масте­ром политики. 

Напомним, что «единорос­сы» в предвыборной ритори­ке сосредоточились на пози­тиве, терпели стандартные об­винения от оппозиции, из ко­торой особо отличилась КПРФ. Ее представители не стесня­лись в выражениях. И сейчас некоторые «единороссы» тре­буют наказать коммунистов и не отдавать им должности. Кроме того, «единороссы» пе­реманили в свои ряды самовы­движенцев Иннокентия Вахра­меева от КПРФ и Намсарая Намсараева. 

Замы по соглашению

Теперь остаются зампре­ды комитетов. По этим долж­ностям, которые оплачива­ются чуть меньше, чем у ми­нистра, тоже ожидается не­гласное межфракционное со­глашение. Замом Валерия Доржиева станет лидер бу­рятских жириновцев Сергей Дорош. «Справоросс» Сер­гей Пашинский пойдет замом в аграрный комитет. Комму­нист Егор Олзоев пойдёт под­нимать экономику. Как видим, всем сестрам по серьгам… 

Впрочем, на сессии мо­гут быть неожиданности. По­явятся «нарушители конвен­ции» или кто-то вроде Игоря Бобкова тоже решит, что под­державшая его партия ему не указ. 

Судя по заседанию фрак­ции «единороссов», в новом Хурале появилась группа мо­лодых волков, которые хотят снести старших товарищей. Не для интересов республики или избирателей, а из личной ко­рысти. По принципу: «эти наелись, дайте нам заработать на пенсию». 

Трайбализм «западных»

Наши источники в Хура­ле рассказали еще одну пе­чальную историю. На встрече Алексея Цыденова с фракци­ями эсеры стали задавать во­просы по доминированию во власти мухоршибирцев и сла­бому представительству «за­падных» бурят. На что гла­ва республики резонно отве­тил, что никто не исходил из географии или родоплемен­ных отношений. Только из де­ловых качеств. При этом к са­мим эсерам возникают во­просы по 19-му округу, где отменены итоги выборов по партийным спискам по трём участкам. Здесь по странно­му совпадению все трое чле­нов УИК, нарушивших закон (выдавали бюллетени избира­телям со стороны), оказались выдвиженцами от эсеров и работниками отеля «Бурятия». 

Остальные фракции по­общались с главой Бурятии вполне дружелюбно. Соко­лы Жириновского бодро от­рапортовали, что у них все спортсмены. Даже всегда мятежный лидер БРО КПРФ Мархаев, отказавшийся от ху­ральского мандата, пообещал поддержку основным канди­датам от «ЕР». 

И в том числе Александру Варфоломееву, согласован­ному Москвой на пост сенато­ра от НХ. 

Что в итоге?

Итоги выборов официаль­но утверждены 13 сентября. Как подчеркивает Алексей Цыденов, они отмечены как грязные, и это смазывает оче­видный успех БРО «ЕР». Воз­можно, кто-то целенаправ­ленно работал против партии власти. Высокий результат «ЕР» объясняется высоким рейтингом Алексея Цыденова, работой его штаба, сумевше­го в условиях изменений пен­сионного законодательства добиться повторения резуль­татов 2013 года. 

Как известно, ряд город­ских кандидатов в НХ по пар­тийным спискам прибегли к нововведению — стали мас­сово мобилизовывать изби­рателей на свои округа, поль­зуясь предоставленным за­коном правом голосовать по месту нахождения. Многие врачи и педагоги массово от­креплялись от своих участ­ков и регистрировались на из­бранных. Это, как говорят на­блюдатели, не особенно по­могло в итоге. А, возможно, и помешало некоторым одно­мандатникам. 

Пока на вечер 18 сентября не до конца ясно, кому уйдут мандаты Алексея Цыденова и Александра Варфоломее­ва. Скорее всего, по рейтингу территориальных групп депу­татом вместо Цыденова ста­нет Василий Зубаков, пред­ставитель РЖД с 32-го север­ного округа. А кому перейдет мандат Варфоломеева в слу­чае ухода в сенаторы, будет обсуждаться. По рейтингу им должен стать известный биз­несмен Вячеслав Покацкий.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях