образование
9684
5

Урок на выбор: Что не так с федеральным законом об изучении национальных языков?

Госдума приняла поправки к ФЗ «Об образовании», предполагающие изучение государственных языков нацреспублик «на добровольной основе»

Фото: russianstock.ru

Напомним, что еще до рассмотрения в первом чтении законопроект вызвал критику, особенно со стороны национальных регионов. Основное беспокойство было связано с тем, что изучение языков республик будет факультативным, что, по мнению критиков, может привести  там к утрате языкового своеобразия. Родноведы  настаивали: законом обязать региональные парламенты нацреспублик принять решение о том, что должен быть еще один язык, который должен рассматриваться в качестве обязательного для обучения. 

Однако, по словам главы комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова,  принимая закон, Госдума выполняла поручение президента, которое позволяет родителям учеников делать выбор родного языка обучения. «Дети не обязаны будут изучать в качестве родного язык, который не является для них родным», — цитирует Николаева «РИА Новости». 

Таким образом, все фракции Госдумы  25 июля  поддержали закон о добровольном изучении национальных языков: 388 депутатов — за, двое — против. 

Нам неизвестно, как проголосовали наши  депутаты Госдумы Алдар Дамдинов и Николай Будуев. Оба отказались от комментариев. Дамдинов проигнорировал вопрос, а Будуев  перевел стрелки на своего коллегу. 

- Тут скорее вопрос к Дамдинову, - ответил он. 

Между тем в бытность министром образования Алдара Дамдинова бурятские парламентарии еще  в феврале 2014 года подавляющим большинством голосов утвердили поправки в республиканский закон «Об образовании». Они не предусматривают формулировки об обязательном изучении бурятского языка в школах республики. Иными словами,  закон  дал школам право  полностью отказаться от изучения бурятского. И этим правом сразу воспользовался Бичурский район. Позже его примеру последовал ряд школ Мухоршибирского, Тарбагатайского, Прибайкальского и Заиграевского районов. 

С согласия родителей

Теперь же, согласно новому федеральному документу, школьники в регионах смогут выбрать, какой язык считать родным, и, соответственно, отказываться от изучения национального языка или уроков на нем. При этом русский язык как предмет останется обязательным для изучения на территории всего государства. 

Главное то, что теперь изучать родные языки народов России в школах и детских садах  можно будет только с согласия родителей. 

Законом устанавливается лишь то, что школьники в рамках этого обязательного предмета могут выбрать из «меню» учебного заведения тот язык, который они сами пожелают, в том числе русский язык как родной. Выбор, судя по тексту законопроекта, родители будут делать трижды — при приеме в детсад, в 1-й и 5-й классы. 

Справедливости ради заметим, что в постановлении, принятом вместе с основным документом, депутаты зафиксировали план работы на будущее - для родных языков должны быть написаны профессиональные учебники, образовательные программы. И, конечно, на все это надо предусмотреть финансирование. Парламентарии, кроме того, предложили учредить Фонд поддержки родных языков, который будет заниматься проблемами их преподавания. 

Вопрос в престиже

Однако в национальных республиках Северного Кавказа, в Якутии, Башкирии и Татарстане думская инициатива почти сразу вызвала протесты, чего не скажешь о Бурятии. Уже в середине апреля  там появилась инициативная группа «Нет закону против родных языков». Ее петиция против законопроекта, опубликованная на платформе change.org, собрала более 40 тысяч подписей. Также участники группы отправили более тысячи писем в Госдуму, в министерства образования и культуры, а также лично Владимиру Путину. 

Сам же факт постановки вопроса о возможности неизучения родных языков, отмечали эксперты,  наводит людей на мысль, что все языки, кроме русского, второсортные и не заслуживают уважения. 

Официально объявляя родной язык человека факультативным (причем на ранних этапах жизни, в начальной школе), власть в очередной раз понижает престиж этого языка, считает языковед, кандидат филологических наук Михаил Ослон.  Это значит, продолжает он, что число говорящих на таком языке будет сокращаться быстрее, а учить его теперь уже не будет почти никто. 

Ухудшится языковая ситуация

Мы все же  поинтересовались у экспертов,  как отразится закон на нашей республике. 

- Нет гарантии, что поправки в закон улучшат ситуацию с преподаванием бурятского языка в республике. Понятно, что снижение количества учащихся, изучающих  родной язык в общеобразовательных организациях, приведет к дальнейшему ухудшению языковой ситуации среди не изучавшего поколения носителей языка и их потомков, - считает кандидат филологических наук, заведующий лабораторией развития бурятского языка и литературы при кафедре гуманитарных дисциплин БГУ Баирма Цырендоржиева. 

Эксперт отмечает, что еще не внесены поправки в региональное законодательство, в частности, в закон «Об образовании в Республике Бурятия». 

- В этой ситуации многое зависит от региональных государственных  и муниципальных органов власти: как будет регулироваться преподавание родного языка, в том числе бурятского. Ведь он -  государственный  язык Республики Бурятия в системе общего образования. Как будет отрабатываться механизм выбора родного языка в школах, обеспечиваться возможность его изучения в школе и детском саду в условиях свободного выбора? - недоумевает Баирма Цырендоржиева. 

Бурятский язык потеряет статус государственного?

Доктор социологических наук, профессор Цыренжаб  Чойропов считает, что реализация федерального закона нанесёт серьезный удар по перспективам сохранения и развития сотен языков национальных (этнических) меньшинств страны. Более того, ученый уверен, что изучение «на добровольной основе» означает фактическую отмену государственного статуса бурятского языка, то есть положения статьи 67 Конституции РБ. 

По мнению профессора, в условиях, когда ЕГЭ в учебных заведениях нужно будет сдавать только на русском языке и испытание по русскому языку является обязательным, многие семьи нацменьшинств вынуждены будут называть своим родным языком русский, чтобы их дети получали в дальнейшем надлежащее образование. 

- Та же часть родителей, которая выберет в качестве родного языка для своих детей национальный язык, окажется в ущемлённом положении в отношении качества получения детьми высшего образования и, как следствие, менее конкурентоспособными в будущей жизни, - добавил  профессор. - Таким образом, миллионы российских граждан, при отсутствии прямого запрета на изучение родных языков, поставлены в объективные условия, вынуждающие отказываться от их изучения в школах. Подобное развитие событий окончательно подорвёт социальные позиции родных языков народов страны, большинство из которых и так находится в удручающем состоянии. 

«Несмываемый позор»

Теперь уже принятый федеральный закон о родных  языках прошел совсем незаметно для властей нашей республики, чего не скажешь о Чечне. 

Уже в день его принятия  Госдумой 25 июля в своем телеграмм-канале глава региона Рамзан Кадыров прокомментировал закон о родном языке. По мнению главы Чечни, человек, не владеющий родным языком, обесценивается в глазах собеседников. По словам Кадырова, «чеченец, который не хочет учить родной язык, где бы он ни находился, не чеченец», и власти региона предпримут все меры, чтобы чеченский язык сохранился, в том числе во всех чеченских диаспорах в Европе, на Ближнем Востоке и в других регионах. Лично для себя, как отметил глава республики, он «считал бы самым большим и несмываемым позором», если бы его дети отказались от языка, на котором говорили их деды и прадеды.

Автор: Светлана Намсараева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях