Общество
3216

Философия кумыса

Хамбо лама Дамба Аюшеев возрождает производство кумыса — традиционного целебного напитка скотоводов

Хамбо лама Дамба Аюшеев возрождает производство кумыса — традиционного целебного напитка скотоводов

Классическая уринотерапия

Ферма по производству кумыса расположилась в получасе езды от Иволгинского дацана, в окрестностях села Оронгой, и представляет собой загоны для лошадей и белую войлочную юрту для табунщиков. Хамбо лама привез с собой Илью Гармаева, легендарного борца, а ныне фермера. Опытный скотовод Илья Санжиевич должен был посмотреть заболевшую лошадь. А между тем около загнанной в стойло больной хлопотали табунщики и две ветеринарши.

— Температура у нее 40 градусов, сухость в горле и кашель. Может, пневмония? — доложила одна из них.

— Бестолковые оронгойские женщины. Ничего не понимаете, — незлобиво ругнул их иерарх. — У вас что, мужчин-ветеринаров нет?

Женщины смущенно заулыбались:

— Да вот мы только и есть.

В это время Илья Санжиевич осмотрел кобылу и стал звонить по мобильнику: «Кашель у нее...». Собеседник на том конце рекомендовал в качестве действенного лекарства мочу. «Идите быстрей, посуду найдите», — распорядился Хамбо лама. И буквально через несколько минут пастухи принесли полную бутылку собственной желтой жидкости.

— Классическая уринотерапия, — с умным видом прокомментировал фотограф Дима Алтаев.

Мочу влили не в рот, а в ноздрю. Кобыла пукнула.

 — Стихия «ветра»! Хороший знак. Польза будет! — заключили присутствующие.

Как будто подтверждая их слова, дружно закивали жеребята, стоявшие привязанные и с низко опущенными головами.

— Усмирение лошадей — это целая философия, — пояснил иерарх. — Это столкновение диких, необузданных коней с табунщиком. Вот так же и мы бьемся с шаманистами и атеистами. Это чисто буддийский подход к усмирению жеребят, так они выстаиваются и становятся крепче. Ведь они пьют живицу, сок, истекающий из вымени перед молоком. К тому же, когда жеребята здесь, кобылы не убегут.

 

Чудо-напиток

В это время подоспело время доить остальных здоровых кобылиц, и табунщики взялись за подойники. Сначала к лошадям подводили жеребят, они немного отсасывали, а затем шла дойка. Струйки молока с характерным шумом бились о стенки ведра. А иерарх с Ильей Гармаевым пошли в юрту. Здесь их угостили терпким, бьющим в голову и очень вкусным кумысом и парным, сладковатым на вкус молоком.

— Десять кобылиц и жеребца для буддийского университета «Даши Чойнхорлин» пригнали из Закамны, — рассказал Хамбо лама. — В день у нас получается 30 — 40 литров кумыса, который продаем в дацане туристам. Средства идут на поддержку студентов. Это живые деньги с конца июня по конец октября. В каждом бурятском селе должны делать кумыс. Это культура народа, а песни и пляски — прикладное. Как его готовить, как пить... Во время пития напитка люди объединяются. Плюс работа для них. А там, где пьют кумыс, не болеют туберкулезом и бронхиальной астмой. Даже газы, которые выходят при брожении кобыльего молока, целебны. Вот Илья Гармаев собирается доить сорок кобылиц и скоро устраивает праздник кумыса. На таких, как он, сильных и красивых людях держится дух народа!

 

Кумыс как бренд

Хамбо лама не первый год возрождает основу жизни и культуры бурят — скотоводство. Он целенаправленно занимается внедрением аборигенной породы овец «буубэй» и бурятской породы лошадей. Овца породы «буубэй» — уникальное животное: она использует большее количество трав, растущих на земле, чем корова или лошадь, неприхотлива и может круглый год обходиться подножным кормом. Мясо у нее вкусное, не имеет специфического запаха и очень полезно для здоровья. А шерсть чудо-овцы обладает отличными шубно-меховыми свойствами.

Более года назад Хамбо лама объявил, что Буддийская сангха будет поддерживать возрождение аборигенной овцы, а не отечественного автопрома, и последовательно проводит в жизнь эту линию. На спортивных соревнованиях по случаю религиозных праздников победителям вручают теперь не автомобили ВАЗ, а по отаре овец.

— Сейчас более 20 лучших борцов Бурятии имеют овец этой породы, — говорит Хамбо лама. — А что это значит? Они не оторвутся от своих корней, останутся скотоводами, даже живя в городе. У них будет свое экологически чистое и вкусное мясо, они будут давать работу своим землякам. Ведь кто-то должен пасти их овец! А за работу будут расплачиваться приплодом. На дацанских турнирах на конные скачки мы будем допускать только бурятскую породу лошадей!

Лошадей аборигенной породы разводят в Еравне, Баунте и Закамне. Это наиболее приспособленные к нашим условиям домашние животные, за ними требуется минимум ухода, а разводить очень выгодно. Сам Хамбо лама содержит на своей малой родине бурятских овец и лошадей с тем, чтобы со временем его односельчане стали обладателями животных этих пород. И также намерен делать кумыс. Однако для его широкомасштабного производства требуется официальное разрешение от государственных органов.

— Бурятия впереди всей страны по количеству больных туберкулезом, а кумыс — испытанное средство лечения и профилактики от него, — говорит Хамбо лама Дамба Аюшеев. — А какой это бренд для Бурятии и приманка для туристов? Мы должны повсеместно восстанавливать его производство, а вместе с этим поголовье лошадей.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях