Александр Голков
8857

Громкий скандал с участием улан-удэнского чиновника получил продолжение

Журналисты рассказали, как Юрий Ткачёв и его коллеги из мэрии зарабатывают на роскошную жизнь

Фото: Юлия Плеханова

Вот уже несколько недель в Интернете и СМИ не утихают разговоры вокруг закрытия «Центральной газеты», которая издавалась в Бурятии почти 18 лет.  Произошло это вскоре после появления статьи о высокопоставленном городском чиновнике Юрии Ткачёве. Он возглавляет комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству в администрации Улан-Удэ.

Материал был опубликован в номере от 20 сентября 2017 года. Его автор – бывший главред и генеральный директор «Централки» Евгения Балтатарова – провела расследование и выяснила, что Ткачёв с молодой женой Ириной и детьми не стесняются жить на широкую ногу и демонстрировать это в Сети. Поездки за границу несколько раз в год, пятизвёздочные отели, дорогие рестораны, брендовые вещи, профессиональные фотосессии – всё это никак не вяжется с официальной декларацией чиновника. Его доход, согласно официальным данным – где-то около миллиона рублей в год.

«Надо как-то и на что-то жить»

Спустя неделю после выхода статьи, которая наделала немало шуму, Евгения Балтатарова объявила в соцсетях о закрытии «Централки». А на пресс-конференции 28 сентября рассказала: всё это время её партнёрам, друзьям и даже родственникам звонили «люди из мэрии» и лично глава бурятской столицы Александр Голков.

- Якобы нельзя так делать, некрасиво. Искали заказчика, кто под них «копает». Это, конечно, было очень смешно – до того момента, пока нам не перекрыли, скажем, «финансовые краны», – пояснила она. – Как только это происходит, газета больше не может существовать.

После того, как эту историю растиражировали республиканские СМИ, власти бурятской столицы решили прервать молчание.

- В связи с публикацией в «Центральной газете» материала в отношении муниципального служащего, председателя комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрия Ткачёва администрацией города Улан-Удэ создана комиссия для проведения проверки, – сообщили в управлении по информационной политике. – По её результатам будет предоставлено заключение о соблюдении Ткачёвым требований действующего законодательства о противодействии коррупции и требований к служебному поведению муниципальных служащих.

Соответствующее распоряжение городской администрации (№ 637-р), как выяснилось, вышло ещё 21 сентября – то есть спустя день после публикации материала. Любопытно, что ранее никаких официальных комментариев со стороны властей не последовало.

После того, как издание ушло с рынка, распространителей, менеджеров по рекламе и верстальщика пришлось сократить. Восемь оставшихся сотрудников Евгения Балтатарова приняла на работу в свой интернет-журнал «Республика», созданный в 2014 году. Прежних зарплат она никому не обещает, но говорит, что коллеги готовы работать и за меньшие деньги – лишь бы без цензуры и давления, сообщает ОТР.

- Надо как-то и на что-то жить в условиях тяжелейшего политического прессинга со стороны мэрии и финансового игнора со стороны всех остальных власть предержащих. Теперь мы сами по себе и в своей независимости просим поддержать наш проект, – рассказала она на своей страничке в Facebook. – После каждой статьи на «Республике» теперь будет объявление о донате. Что мы можем дать взамен? Интересные расследования, честные репортажи, особое мнение – в общем, всё, что мы умеем и делаем хорошо. 

Выяснять, откуда у Ткачёва такие деньги, в ближайшее время будут прокуратура и ОБЭП. «Республика», между тем, опубликовала продолжение нашумевшего расследования о шикарной жизни мэрского чиновника и его семьи.

Уже сегодня по совокупности фактов и эмоциональной реакции можно понять, что источники денег у него и некоторых руководителей города могут быть примерно одни и те же, утверждает автор публикации. Этот неопределённый круг лиц с вполне известными фамилиями журналист окрестила «маршрутной ОПГ» – то есть группировкой, тем или иным образом наживающейся на организации пассажирских перевозок в Улан-Удэ.

- То, что «слабым звеном» в этой истории оказался господин Ткачёв, не так уж и удивительно. Он единственный, кто по должности отвечает за всё и имеет все полномочия, поэтому внимание к его персоне всегда было повышенным, – пишет интернет-журнал.

«Билеты выродились как атавизм»

Сегодня благосостояние товарищей из «маршрутной ОПГ» напрямую зависит от того,  кто работает на рынке пассажирских перевозок. «Перекос» в сторону частников (Голков сам заявлял, что доля муниципального транспорта не превышает 3,5%), возник не просто так, отмечает «Республика». Это стабильный чёрный нал, который никем не регулируется и не отслеживается.

- Вспомните, когда вам в последний раз давали билетик за оплату в общественном транспорте? Правильно, только если вас угораздило проехаться на муниципальном автобусе или трамвае, где работает кондуктор. Вроде бы так было всегда и никто не придаёт значения такой мелочи, хотя на самом деле это основа большой коррупционной схемы, – подчёркивает издание. – Именно поэтому мэрия в лице комитета по транспорту и потребительскому рынку и того же Ткачёва не особо настаивает и не обязывает товарищей-маршрутчиков отчитываться, сколько на самом деле они перевозят людей и сколько зарабатывают.

Подобная практика позволяет скрывать истинные масштабы рынка, которые просто колоссальны, а также огромные заработки как самих водителей «микриков», так и тех, кто создаёт им комфортные условия для работы – конечно, не за бесплатно. Тем не менее, каждый раз, когда надо поднять тариф на пару-тройку рублей, маршрутчики начинают голосить о диких ценах на бензин, о кредитах, голодных детях и т.д. А чиновники мэрии и депутаты горсовета  в таких случаях всегда встают не на сторону людей, которые их избирали, а на сторону частных перевозчиков.

В 2016 году мэрии было необходимо повысить тариф аж на целых три рубля – с 17 до 20. Однако обоснований типа «Мы же три года не поднимали» всё же недостаточно. Горсовет такое принять не сможет: нужны данные о доходах, расходах и пассажиропотоке, которых нет и в помине.

- Согласно методике рекомендуемой Минтрансом и правительством республики, расчётный уровень тарифа на проезд определяется путём деления необходимых для рентабельности доходов (на уровне не менее 9,6%) на планируемый объём перевозок пассажиров. Это значит, что в обоснованности тарифа в равной степени важны и расходы на ведение бизнеса, и пассажиропоток, который, соответственно, приносит доход, – поясняет «Республика». – Если первую часть формулы ещё хоть как-то можно подтвердить реальными цифрами – например, бензин действительно дорожает, то во второй возникают нестыковки. Билетики в маршрутках выродились просто как атавизм, а другого подтверждения объёмов перевозок не бывает.

Однако комитет Юрия Ткачёва элегантно выходит из ситуации. Примерно за год до повышения стоимости проезда в микроавтобусах мэрия за счёт бюджета нанимает некую компанию из Перми «Агентство дорожной информации РАДАР», которая проводит масштабное исследование пассажиропотока. Суть метода при этом до одури проста. Работники агентства в течение какого-то периода выборочно садились в маршрутки и определяли количество передвигающихся граждан. Из своих наблюдений они делали выводы и вносили их в отчёт, из которого следует, что годовой объём перевозок в пересчёте на одну машину составляет 51,3 тысяч человек. Вот так просто. На глазок.

Сами маршрутчики тем временем говорят о 10 тысячах и более пассажиров в месяц. Искусственное занижение этих данных со стороны мэрии, да и вообще отсутствие каких-либо внятных цифр говорят о том, что данное положение выгодно всем участникам рынка – кроме горожан, которые и платят деньги. Обоснованный тариф, скорее всего, намного ниже, например, не 20 рублей, как сейчас, а 14-15. А то и меньше. Если бы хоть одна общественная организация, позиционирующая себя как антикоррупционная, попробовала подать в суд на город, иск можно было бы выиграть в два счёта – настолько нелепо тарифное обоснование, придуманное ведомством Ткачёва, отмечает издание.

«Круговая порука»

Если тариф в несколько раз выше экономически обоснованного, куда уходят «излишки», задаётся вопросом автор статьи. И тут же даёт ответ: на «таиланды», дорогие подарки жёнам муниципальных чиновников, обучение детей за границей, роскошные отели и салоны красоты. Зачем ещё нужны деньги? При этом, когда речь заходит о мздоимстве с маршрутчиков, вспоминают обычно криминал. Однако его «доля» в структуре так называемых обязательных отчислений, по словам самих же водителей, невысока – примерно 500-1000 рублей с машины в месяц. А вот чиновникам за тот рай, который они устроили для частных перевозчиков, приходится отдавать около 10 тысяч рублей. Но они с лёгкостью идут на такие расходы, поскольку с помощью мэрии зарабатывают гораздо больше. По данным издания, «чистая» прибыль маршрутчиков составляет 100 и более тысяч рублей ежемесячно – после вычета стоимости бензина, амортизации, ремонта и даже кредита, на который «микрик» был куплен.

- Круговая порука позволяет этой коррупционной схеме существовать много лет. По некоторым данным, ежегодный объём взятки, предназначенной только для чиновников мэрии, может достигать 200 миллионов рублей. Как уж они её распределяют между собой, никому не ведомо, – сообщает «Республика». –  Нельзя сказать, что УБЭП и ФСБ не в курсе таких улан-удэнских традиций. Но здесь трудно найти свидетеля, который дал бы показания и пошёл бы с ними в суд. Кто-то боится, кто-то не хочет потерять долю в деле.

А ведь всего-то десять лет назад можно было не допустить подобного бардака и вопиющей коррупции. Тогда в городе решалась судьба муниципального транспорта – предприятия МУП «Городские маршруты», который когда-то был единственным перевозчиком в Улан-Удэ, а его доходы шли напрямую в казну – чисто и прозрачно, пополняя бюджет. С полной версией статьи можно ознакомиться на официальном сайте интернет-журнала. В публикации подробно рассказывается, кто и как убивал муниципальный транспорт.

«Не будут забирать деньги»

Накануне infpol.ru поинтересовался, что ждёт читателей, оформившим подписку на закрывшуюся «Централку». Как пояснила Евгения Балтатарова, деньги им вернут,  правда сделать это обязана не газета, а агентство подписки и «Почта России», которые их, собственно, и собирают.

- Мы эти деньги  получаем только по факту отгруженных номеров – раз в полгода примерно, – отметила она в разговоре с infpol.ru.

Но, как выяснилось, подписчики решили отказаться от своих «кровных».

- Самое приятное, когда читатели газеты звонят и говорят, что не будут забирать деньги, потому, что нам они нужнее. Вообще все переживают, у меня разрывается телефон. Спрашивают, как так получилось, почему такая хорошая газета закрылась, а куча других – бесплатных и ненужных –  существует. Ругают Голкова, особенно не стесняются в выражениях бабушки, – сообщила в соцсетях Евгения Балтатарова.

А ещё неравнодушные жители Бурятии поддерживают журналистов рублём. Деньги присылают даже из Вьетнама. Кстати, свежая статья о Ткачёве «Золотое дно Улан-Удэ» участвует в конкурсе от общественного сетевого движения «Открытая Россия» – в номинации «Расследование». Итоги подведут уже в декабре.

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях