Быть учителем или идти в бизнес?
Главное Популярное Все Моя лента

Быть учителем или идти в бизнес?

Фото: russianstock.ru

Как и чем живет сегодня учитель в Бурятии

Огромное количество бумажной работы, дополнительные часы, неясные зарплаты… В преддверии Дня учителя мы провели небольшой опрос тех, кто каждый день учит наших детей в школах. 

Не секрет, что когда выпускник вуза начинает работать, его зарплата выглядит издевательством. 

- Я работаю в одной из городских школ. Первая моя зарплата была 5 тысяч рублей. В течение года увеличивалось количество часов, следовательно, и заработок. К концу первого года стала получать 13 тысяч рублей. Сейчас сумма достигает 20 тысяч при 36 рабочих часах, - рассказывает Виктория, учитель русского языка и литературы. 

Рабочий день у Виктории начинается до 08.00 и заканчивается с последним уроком в 18.35. Казалось бы, вполне себе рабочий день как у всех, но есть одно «но»… Дома учителя ждут проверка тетрадей, заполнение журнала, подготовка к урокам и куча иной бумажной волокиты. 

- Пока я не замужем, детей нет. Мне легко в том плане, что я живу с родителями, но все равно 20 тысяч не хватает. Я помогаю родителям, нужно купить одежду по сезону, есть другие расходы, - говорит Виктория. 

Лучше жить на селе

Согласно данным независимой инициативной группы, состоящей из молодых учителей, жители сел получают на порядок больше. 

- В районах получают хорошие деньги, в отличие от города. В сельской местности смежники ведут по несколько предметов. За счет этого они и выживают,-  сообщила одна из представительниц этой профессии. 

Но здесь другой жирный минус – плохо, когда, например, географию ведет учитель труда. 

Повезло в зарплате больше учителям школ северных районов. 

- У меня нагрузка 20 часов, классное руководство, полставки организатора, все вместе получается 30 тысяч. До этого работала в малокомплектной школе. Было легче – детей мало, но, соответственно, и зарплаты меньше. Помимо часов нас нагружают бумажной работой, много разного рода конкурсов и мероприятий. В общем, жизнь учителя насыщенна, - рассказывает Антонина, учительница из Баунтовского района. 

По словам членов инициативной группы, в других регионах у учителей есть хорошие стимулирующие. 

- В соседних регионах очень хорошо поддерживают молодых учителей. В Иркутске, например, в первый год 50% к окладу, во второй - 40%, в третий - по 30%. Там есть какая-то поддержка, видно, что ведется работа, - прокомментировала бывшая учительница. 

Уходите в бизнес

Напомним, в августе прошлого года на форуме «Территория смыслов» преподаватель из Дагестана спросил премьер-министра Дмитрия Медведева, почему учителя получают по 10 – 15 тысяч рублей, а сотрудники силовых органов — более 50 тысяч. 

- Работа в полиции опасна, особенно в Дагестане, - ответил тогда Медведев. 

Современный преподаватель, по мнению российского премьера, может получать не только ту зарплату, которую ему платят на основной работе. Сам премьер рассказал, что читал много лекций и семинаров, когда был преподавателем, поэтому ему «удавалось сводить концы с концами».

- Самое главное — это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают. И по учителям, и по преподавателям — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес, — высказал тогда Медведев преподавателю.

Поменяла сферу деятельности

Из-за маленькой зарплаты из учительства ушли многие кадры. Так, одна из наших коллег бывший учитель. 

- Я работала учителем русского языка и литературы в одной из школ Улан-Удэ с 2009 по 2011 год. Проработав два года, решила, что пора менять сферу деятельности. Произошло это по нескольким причинам, но решающей стала низкая зарплата. Платили мне 7 - 8 тысяч рублей. Работала на полную ставку, в первый год было 20 часов, во второй - 18. Зарплата тогда складывалась из двух частей - базовой и стимулирующей. Стимулирующая часть у меня была около 500 рублей. Эти деньги мне платили за победы моих учеников в различных олимпиадах, а также за то, что я занималась организацией различных конкурсов по русскому языку и литературе. Классного руководства у меня не было, - рассказывает Лариса. 

Как она призналась, раньше было меньше бюрократических проволочек. 

- Не могу сказать, что была какая-то особая загруженность бумажной работой, но сказать, что рабочий день заканчивался вместе с окончанием моих уроков, тоже не могу. Проверяла тетради, диктанты, проверочные работы, заполняла журналы, были и подготовка к урокам, педсоветы, планерки в школе - все это, конечно, занимало какое-то время. Знаю, что сейчас бумажной работы в школе стало больше. Чтобы хоть как-то прожить в то время, занималась написанием курсовых и дипломных работ, - признается Лариса. 

Единственное, о чем жалеет молодая учительница, что покинула полюбившихся детей. 

- Если бы была нормальная зарплата, думаю, что осталась бы в школе. Работать с детьми мне очень нравилось, от них я заряжалась позитивом и энергией. На переменах дети часто обнимали меня. Было видно, что ласки им дома недостает. Сейчас в школу возвращаться не хочется, потому что ситуация кардинально не изменилась. В 2016 году видела бывших коллег - учителей начальной школы, зарплата у них всего 15 тысяч, - рассказала нам бывший учитель. 

Зарплата выше средней

Если верить статистике, в нашем регионе средняя зарплата учителей превышает средний доход от трудовой деятельности. Так, согласно данным Росстата, средняя заработная плата в Бурятии за прошлый год составила 28 тысяч рублей. Однако эта сумма натянута благодаря дополнительным нагрузкам. Активисты ОНФ в Бурятии провели мониторинг зарплат работников образования в республике. Подтвердился факт, что средний уровень заработка педагогов в официальной отчетности значительно отличается от сумм, получаемых учителями. 

- В мониторинге приняли участие сельские школы, в том числе малокомплектные, а также городские школы. Он показал, что средняя зарплата педагогов в Бурятии в декабре составила 19,6 тысячи рублей, что значительно ниже средней заработной платы в регионе, – сообщила руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Наталья Сандакова. 

По данным же Бурятстата, зарплата педагогов за январь-сентябрь 2016 года составила 29149,5 рубля. Как видим, разница с официальной статистикой почти 10 тысяч. 

Модель зарплаты педагогов, реализуемая в Бурятии, основывается на расчете постоянной части зарплаты, исходя из количества учебных часов и количества учеников. Показатель роста зарплаты учителей достигается за счет увеличения нагрузки  в среднем до полутора ставок, в зарплату включаются доходы и от платных услуг. 

Нам надо почти 200 млн рублей!

В Министерстве образования признались, что цифры немного искажены. 

- Мы обратили внимание на школы, в которых средняя зарплата не достигает до среднего дохода от трудовой деятельности по республике. Таких школ 129, из них большая часть - малокомплектные (71), а также 27 школ в Улан-Удэ, - сказали нам в пресс-службе министерства. 

Напомним, нормативно-подушевое финансирование появилось в 2008 году. О его минусах не говорил только ленивый. Хотя бывший министр образования Алдар Дамдинов преподносил это на выборах как достижение. Сейчас чиновники поясняют, что увеличить фонд оплаты труда они не в состоянии. 

- Для изучения вопроса министерством совместно с депутатами Народного Хурала проведены выездные совещания в районах республики. Итогом совещаний стало принятие постановления Хурала, которым рекомендовано увеличить нормативы для населенных пунктов с численностью жителей свыше 30 тысяч человек, от 10 до 30 тысяч и менее 2 тысяч. Но по действующим нормативным правовым актам, регламентирующим подушевое финансирование, увеличить фонды оплаты труда отдельных школ, финансируемых по разным нормативам, невозможно. Если индексировать на 8% соответствующие нормативы, то потребуется 197,9 млн рублей, - пояснили в учреждении. 

Малокомплектным школам повезет

Признав поражение в подсчетах, чиновники попытались решить проблему с зарплатами в малокомплектных школах. 

Вскоре будет рассматриваться и вопрос перехода на оклад. 

- В ходе рабочих встреч с педагогами школ также обсуждался вопрос перехода на окладную систему оплаты труда. Правительством РФ поручено Минобрнауки и Минтруда России в срок до 1 августа 2017 года обеспечить широкое обсуждение с заинтересованными общественными объединениями профсоюзов, организациями и объединениями педагогических работников предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников школ. Мы направили свои предложения в Минобрнауки России о целесообразности перехода на окладную систему оплаты труда, - сказали в министерстве. 

Остается лишь ждать ответа и надеяться, что учителям вернут их оклады. А пока учителя продолжают тонуть в бумажных отчетах и брать дополнительные часы, чтобы выжить.

Читать далее