Алексей Цыденов
5518

Алексей Цыденов: «За мной не стоят никакие корпорации и политики»

И. о. главы Бурятии «отрёкся» от Тимченко и Ротенбергов

Фото: russianstock.ru

С тех пор, как экс-глава республики Вячеслав Наговицын заявил о своей отставке, минуло три с половиной месяца. Его «преемником» стал бывший замминистра транспорта России Алексей Цыденов. Руководить республикой с приставкой и. о. он будет вплоть до сентябрьских выборов.

Кто-то из экспертов сразу охарактеризовал Цыденова как «молодого технократа», а кто-то – как «кота в мешке». Политологи неоднократно предрекали ему сложности с местной элитой и трудности на предстоящих выборах – как и некоторым другим «кремлёвским назначенцам». Директор центра политологических исследований финансового университета при правительстве России Павел Салин в разговоре с «Ura.ru» отметил, что многое зависит от лоббистского потенциала «временных» руководителей.

- Федеральный центр перекладывает всё больше социальных обязанностей и функций на регионы, а денег на системном уровне нет. Поэтому важно, насколько ресурсоёмок губернатор-технократ и сможет ли он благодаря своим личным связям в Москве привлечь деньги в регион, – пояснил Салин.

Эксперт заметил, что в этом отношении сильные позиции у Алексея Цыденова как представителя группы бизнесменов – Аркадия и Бориса Ротенбергов и сновного владельца «Volga Group» Геннадия Тимченко.

«Я действительно ничей»

В большом интервью ТАСС, которое появилось на сайте издания 24 мая, и. о. главы Бурятии заявил, что никакие крупные политические или промышленные группы его не поддерживают.

- Мне не один раз задавали  вопрос, чей я:  «Кто вас лоббировал, от кого вы идёте в политику?».  Отвечаю — ни от кого. А если серьёзно, временно исполнять обязанности главы республики меня назначил президент страны, – рассказал Алексей Цыденов. –  Я действительно ничей, за мной не стоят никакие корпорации и политики. Поэтому надеюсь, что вкладывать деньги в Бурятию будут все – и «Газпром», и Ростехнологии, и РЖД, и ФСК, и «Роснефть». Всех приглашаю инвестировать в республику.

Он отметил: сегодня в российские регионы пришла «новая команда опытных молодых политиков», которые подверглись тщательному отбору.

- Возможных кандидатов «гоняют» по тестам, собеседованиям, тщательно выбирают. Я тоже прошёл через все этапы. Мне сказали: «Ну вот, ты прошёл тесты и собеседования, иди и работай». Если честно, самой сильной эмоцией было в этот момент осознание ответственности, которая на тебя ложится, – подчеркнул Цыденов.

Он признался, что испытания были достаточно сложными.

- Сначала собеседование  трёхчасовой экспресс-опрос. Про себя рассказываешь, на какие-то вопросы отвечаешь – что бы сделал в той или иной ситуации. Всё проходит в достаточно быстром темпе. А потом 2,5 часа – компьютерные тесты, – подчеркнул руководитель региона.

Вопросы, по его словам, были разные – на счёт, аналитику и ситуативное поведение.

- Есть вопрос: яблоки, груши, бананы в разных странах в разный период времени стоят столько-то, продаются в таких-то объёмах, диаграмма там – 15 разнонаправленных линий. У тебя 15 секунд, чтобы принять решение, что и куда выгоднее продавать: бананы – в Бразилию, яблоки   в Монголию. Или даётся большая таблица с набором информации, где нужно сделать быстрый вывод, какое решение наиболее оптимально, – привёл пример Алексей Цыденов. – При этом понимаешь, что 80% информации – шелуха для отвлечения внимания, начинаешь разбираться. Плюс есть вопросы поведенческие, вплоть до самых простых и обыденных: официант облил вас кофе, что будете делать? Времени на ответы мало, стоит секундомер: успел – не успел.

«Родственники не поверили»

Алексей Цыденов сообщил, что и не пробовал отказаться от предложения возглавить Бурятию.  

- Зачем отказываться, если оказано такое доверие. Я же понимаю, что это очень амбициозная задача, вызов, который любому нормальному мужчине нужно принять, – считает он. –  Это великая честь – доказать, что всё, что ты до этого делал и изучал, что весь накопленный опыт ты теперь можешь применить и максимально эффективно использовать. Я давно состою в кадровом резерве, и последние лет пять журналисты не раз «сватали» меня то в Хабаровск, то в Читу. И в этот раз мне даже родственники не поверили, когда прочитали, что еду в Бурятию. Думали, опять СМИ придумали.

«Достаточно сильные и гордые люди»

Цыденов также поделился впечатлениями о Бурятии.

- Во время встречи с президентом России 7 февраля (в день назначения – прим. авт.)  я говорил, что у Бурятии есть большой потенциал. Надо признаться, я ошибался. Приехав в республику, я понял: на самом деле потенциал у региона огромный. Возможностей для развития много, причем во всех сферах – в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве и, безусловно, туризме. Но в работе со всем богатством нужен системный подход, – заметил и. о. главы. – Никто не спорит, что работа во всех направлениях велась и ранее, но можно сказать, что она была точечной. Это латание дыр, решение проблемы здесь и сейчас – прыжки на амбразуру. Системного подхода на долгую перспективу не было и пока нет.

Жителей республики он считает настоящими патриотами.

- В Бурятии живут достаточно сильные и гордые люди. Они очень положительные и почти все патриоты. В регионе есть сильное ТОСовское движение (ТОС  –  территориальное общественное самоуправление – прим. авт.), почти треть населения состоит в ТОСах. Что это значит? Они сами выходят на еженедельные субботники, целые объекты строят! Библиотеки, спортзалы, клубы, начальные школы, фельдшерско-акушерские пункты, храмы, детские площадки, пожарные депо, мосты – вот такие объекты! подчеркнул руководитель региона.

Алексей Цыденов  уже не раз заявлял, что сделает из Бурятии «суперреспублику». В разговоре с ТАСС он пояснил, что кроется за этими словами.

- Это связано не только с туристическим брендом. Это бренд Бурятии в целом. Наша главная задача – повысить статус республики, что решит сразу несколько задач. Первое и самое главное – изменит самоощущение людей, живущих в Бурятии. Мы хотим, чтобы самые молодые, самые перспективные, самые активные, самые продвинутые не уезжали, а, наоборот, стремились сюда и реализовывали себя здесь, – рассказал он.

Повышение статуса Бурятии, по словам и. о. главы, позволит привлечь в регион инвестиции.

- Инвестор должен понимать, что Бурятия – активная и прогрессивная республика и он сразу по-другому будет воспринимать все риски – коммерческие, кадровые, административные, какие угодно, – уверен Алексей Цыденов. – Он увидит, что административный ресурс благоприятно настроен, все люди высокообразованные, трудоспособные и трудолюбивые, есть удобная логистика, налажены коммерческие связи. 

«Всех чиновников будем подтягивать»

Цыденов признался: назначения даются ему непросто. 

- Наиболее острым и достаточно тяжёлым для меня сейчас является кадровый вопрос. Я уже половину регионального правительства на учёбу отправил, повышаем квалификацию чиновников, в том числе и по направлению ГЧП (государственно-частное партнёрство –  прим. ТАСС). Возвращаются люди после учебы в регион с большими глазами. Всем очень интересно. Сейчас целенаправленно делаем отдельную образовательную программу для правительства и глав муниципалитетов. Изучаем все имеющиеся предложения в Москве – привезём ректоров, наставников, бизнес-тренеров в Бурятию, – пообещал «временный» глава. – Всех чиновников будем подтягивать до современного уровня, экономить на этом не станем – меняется мир, законодательство, бизнес-практики, нужно быть современным. Даже за столь короткий промежуток времени эффект после обучения уже виден! Люди формируют другие предложения, по-другому смотрят на проблемы.

Алексей Цыденов отметил, что в Бурятии с осторожностью относятся к «варягам» Здесь, это «отчасти связано с предыдущим неудачным опытом». Правда, каким именно – не уточнил.

- Многие возлагают большие надежды на своих, связывают с ними ожидания и будущее. Я это учитываю. Сейчас те, кто уехал из региона раньше и уже состоялся в бизнесе и политике, хотят вернуться. Я смотрю, взвешиваю, прежде чем принять решение и пригласить в свою команду. В национальной республике все несколько сложней, неизбежно нужно учитывать баланс русских и бурят в команде, – заявил он.

И. о. главы также сообщил, что не знает бурятский,  но уже начал его учить. Пока этот пробел в работе не мешает. 

- Сохранение бурятского языка и национальной культуры – очень важная для меня задача с точки зрения национальной идентичности. Сейчас даже в районах республики, где проживают в основном буряты, треть учеников в школах уже не говорят на родном языке. И если человек не говорит постоянно на родном языке, он забывается. Это происходит, конечно, не за один год, не за два, за десятилетия… Нельзя допустить этого, – считает руководитель региона.

Кроме того, Алексей Цыденов рассказал о крупных промышленных предприятиях Бурятии, освоении месторождений цинка, целебных источниках, которыми славится республика, поддержке местных предпринимателей, строительстве и ремонте дорог и развитии туризма в регионе. С полной версией интервью можно ознакомиться здесь.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях