конфликт
7417

В Бурятии между бизнесменами произошёл конфликт со стрельбой

По словам одного из предпринимателей, с помощью травматического пистолета он пытался защитить себя от нападавшего

Фото: В. Бальжиева, russianstock.ru, freepik.com

Оппонент бизнесмена утверждает, что именно он стал жертвой. Оба обвиняют друг друга в долгах, оба подали взаимные заявления в полицию. Дело дошло до суда. В запутанной истории разбирался корреспондент «ИП».

Самооборона или нападение?

Вячеслав Ёлшин, обратившийся в редакцию, – предприниматель из Кабанского района, руководитель ООО «Байкалстроймонтаж». Его знакомый Иван Копылкин (имя изменено. – Прим. автора), некогда являвшийся исполнительным директором другой крупной организации, ныне председатель кооператива.

Летом 2021 года между мужчинами на почве выяснения долгов произошёл конфликт. Разборки начались у здания районной администрации и закончились там же двумя выстрелами из травматического пистолета.

Ёлшина, стрелявшего в Копылкина, поначалу обвинили в причинении лёгкого вреда здоровью знакомому, а когда сроки давности по этой статье истекли, возбудили дело уже по другой – ст. 213 УК РФ (хулиганство). По словам Вячеслава, выстрелы, которые он произвёл сначала в сторону, а затем в район ноги Копылкина, были попыткой защитить себя.

Что же стало причиной конфликта? Как говорит обвиняемый, свой бизнес в районе он начинал с нуля и многие работы для заказчиков выполнял бесплатно или договаривался об оплате устно. Мужчина был уверен: в родном посёлке его не обманут.

– Однажды по просьбе Копылкина я установил подстанцию и опоры на купленной им территории. Привёз из Иркутска, работы вышли тысяч на 600 с лишним. Также по просьбе Копылкина сделал ему скидку, даже дополнительные работы выполнил, а он отказался оплачивать. Тем временем мне кредиты закрывать надо, работникам платить, плюс налоги – я много кому должен. Очень просил его не кидать меня, потом долго выпрашивал эти деньги. Затем как-то раз я взял у Копылкина пиломатериалы тысяч на 100. Сказал, чтобы он эту сумму бартером посчитал, потому что денег у меня не было. Я делал всё на доверии, потому что не думал о возможном обмане. По крайней мере, уж точно не в родном посёлке. 

Как выяснилось, территория под подстанцией была оформлена на фирму супруги Копылкина – ООО «К» (название изменено. – Прим. автора), с которой Вячеслав не был знаком, поскольку дела велись через её мужа. Ёлшин подал в суд на фирму и выиграл. Это, по словам бизнесмена, вывело Копылкина из себя.

Летом 2021 года Вячеслав отправился в районную администрацию, чтобы обсудить очередной объект, но по пути к зданию встретил Копылкина. Со слов мужчины, он остановился напротив администрации и начал переходить дорогу, когда откуда-то появился Иван Копылкин и стал материть его, а затем бить.

– В грудь ударил, по ногам начал пинать. Я пошёл к машине, но он не угомонился и направился следом за мной, продолжая сзади пинать по моим ногам, – рассказывает Вячеслав. – У меня в машине был травматический пистолет, я достал его и выстрелил сначала в канаву, чтобы Копылкин успокоился. Но нет, он продолжил конфликт, и тогда я выстрелил ему в сторону ноги. Копылкин стал угрожать мне, но на выстрел никак не отреагировал, не загнулся, ничего. Я подумал, что не попал в него. Какое-то время он постоял, потом начал звонить кому-то. Я сел в машину, отряхнул портфель, вышел и снова направился к администрации. Смотрю, полиция подъехала. Сотрудники забрали у меня пистолет. Я сразу поднял брючины, показал свои красные от ударов ноги и грудь, чтобы они увидели, что я не просто так выстрелил, это была самооборона.

«Стал бы я стрелять в общественном месте?»

Как бы то ни было, по словам Вячеслава, с тех пор ему не дают покоя. Мужчина под подпиской о невыезде и уже почти три года не может работать из-за бесконечных проверок прокуратуры, которая каким-то образом узнаёт о каждом его новом объекте.

– На какой объект ни приеду, туда сразу же прокуратура нагрянет или полиция. Во время конфликта Копылкин угрожал мне, что посадит, что бизнес отберёт и работать не даст. У него связи большие, как он мне говорил, в прокуратуре, – высказывает свои подозрения предприниматель.

Всё могли бы разрешить две камеры видеонаблюдения на здании администрации, говорит мужчина. Но нужная запись с них загадочным образом пропала. В материалах дела её нет.

Когда срок давности по статье 115 УК РФ истёк (июнь 2023 года), Ёлшин с облегчением вздохнул, решив, что теперь сможет работать спокойно, и поехал на объект в Танхой. Но, когда он вернулся, был задержан.

– На меня надели наручники, сказали, что я в федеральном розыске. Сначала посадили, а потом браслет на ногу прицепили, – рассказывает Вячеслав. – Никаких уведомлений я не получал. На каком основании? Я был в шоке. Оказалось, теперь мне вменяют статью 213 (хулиганство) – это 7 лет лишения свободы. В тот день я поехал в администрацию в классическом костюме, с портфелем – на драку так одеваются? К тому же в общественном месте стал бы я стрелять, если бы планировал нападение? В прошлом году я предлагал Копылкину встретиться и нормально поговорить. Он отказался. При любой случайной встрече угрожал мне, что посадит, материл. 

«Меня просто заказали»

От отчаяния, как признаётся Вячеслав, в какой-то момент он подумал уйти из жизни, ведь в родном районе мужчина потерял и бизнес, и прежние связи.

– Я настолько устал, что были мысли уйти из жизни. У меня тоже было много связей, даже на уровне правительства, мой телефон разрывался от звонков. Но когда всё это началось, все отвернулись, – говорит мужчина. – Как понимаю, меня просто заказали, всё уже схвачено. Я всю жизнь честно прожил, не воровал и по работе делал чуть больше, чем от меня требовалось. У меня хотели отобрать бизнес, но этому не бывать, потому что он у меня в голове. Я предлагал Копылкину вернуть мне деньги за подстанцию, и тогда я с ним рассчитаюсь за пиломатериалы, но он отказался. Когда я выиграл в суде, сказал ему, что тоже верну свой долг, чтобы они с женой не имели ко мне претензий. Но Копылкин сказал, что взыщет с меня по суду, якобы я украл эти материалы. Хотя я брал их с охраняемой территории, где есть видеокамеры и пост со шлагбаумом. Конечно, у него не получилось, потому что пиломатериалами он сам занимался незаконно. Ему их по ночам привозили чёрные лесорубы.

На сегодняшний день обе стороны рассчитались друг с другом – за подстанцию и за пиломатериалы. Однако разбирательства по конфликту, который произошёл между ними у районной администрации, продолжаются. 27 марта состоялось судебное заседание, где нам удалось побывать. 

«Он сказал: «Мне проще тебя завалить»

Как заявил в суде потерпевший Иван Копылкин, Ёлшин начал стрелять в него первым. Первая пуля попала под подошву его ботинка, а вторая угодила в левую ногу выше колена, сказал Копылкин. Далее, со слов потерпевшего, Ёлшин приставил дуло пистолета к его голове.

Копылкин: Между нами состоялся диалог о том, что денежные средства всё-таки нужно вернуть (за пиломатериал). Ёлшин мне рассказывал какую-то историю про то, что кто-то якобы ему должен за что-то. Я говорю: избавь меня от подробностей. Он подскочил ко мне и сразу первый выстрел мне под ступню, у меня аж ногу подкинуло.

Денис Шаталов, адвокат Ёлшина: Этот пиломатериал у кого непосредственно приобретался? У вас либо у вашей супруги?

Копылкин: Я на полставки работаю в ООО «К» (мастером пилорамы). Направлений деятельности по ОКВЭД там достаточно много. Предварительно с супругой я согласовал, что мы Ёлшину можем отпустить пиломатериал. В принципе человек надёжный... Доставка была два раза. В первый раз он сам приезжал, а во второй раз уже работники приезжали. Со второй поставкой – 27 июня 2021 года – он должен был рассчитаться. Но отправил своих представителей. Сказал, что позже рассчитается.

Денис Шаталов, адвокат Ёлшина: Как он отреагировал, когда вы предъявили ему требования о возврате долга (29 июня у здания администрации)?

Копылкин: Очень эмоционально. Взвинченный подошёл ко мне: «У меня нет денег». Начал говорить, что ему должен кто-то. Чувствую, накаляется ситуация. Предложил ему отойти, потому что люди здесь. Сказал ему: «Ищи деньги». Он сказал: «Мне проще тебя завалить». Я эту фразу не воспринял никак, потому что пока в руках у него не было ничего. Но когда он начал стрелять и дуло после второго выстрела было у моей головы, вот тогда я уж реально воспринял. Второй выстрел пришёлся в мою левую ногу выше колена. Между выстрелами не было промежутка. Я пригнулся, ощутил физическую боль. Пока я так стоял, он мне к голове дуло приставил. Я почувствовал что-то твёрдое в ноге и выдавил из раны пулю, она упала. Волоча ногу, я добрался до своей машины и уехал – боялся, что он меня убьёт. После отдела полиции я поехал за медицинской помощью.

Оказывала услуги обеим сторонам?

Интересы Ивана Копылкина в суде представляет Ирина Кабанцева (имя изменено. – Прим. автора). Ёлшин получил отказ суда на просьбу отстранить Кабанцеву от процесса, поскольку ранее она оказывала ему юридические услуги, будучи представителем Копылкина. Женщина обещала уладить вопрос по уголовному делу между ним и Копылкиным за 50 тысяч рублей, говорит обвиняемый.

Ёлшин показал суду скриншоты переписки с Кабанцевой, где он отправлял ей чек о переводе денег 8 июня 2023 года. Однако представитель потерпевшего утверждает, что деньги предназначались ей за услуги медиатора в споре о пиломатериалах, а не об уголовном деле. Хотя в чеке ею же указано – за юридические услуги.

– Я не отрицаю, что получила от Ёлшина денежные средства, – сообщила суду Кабанцева. – Я представляла интересы ООО «К» (супруга Копылкина), как юридического лица, по иску к ООО «Байкалстроймонтаж» (директор Вячеслав Ёлшин) о взыскании неосновательного обогащения. А именно по сумме за приобретённый им пиломатериал у ООО «К». В рамках данного процесса мы неоднократно пытались урегулировать вопрос путём заключения мирного соглашения. Данное соглашение в итоге было заключено. К уголовному делу это вообще никакого отношения не имело. Ёлшин в моём присутствии передал деньги за пиломатериал, приобретённый у ООО «К». Денежные средства предполагались именно за услуги медиации. 

Однако зачем Кабанцевой в 2023 году надо было улаживать спор, по которому Ёлшин уже выиграл в 2022 году, непонятно. По словам защитника обвиняемого Дениса Шаталова, даже если всё так, как говорит Кабанцева, она не имела права оказывать услуги сразу обеим сторонам, чьи интересы противоречат друг другу, ведь директор ООО «К» – супруга Копылкина, с кем у Ёлшина на тот момент уже был спор.

Раздвоение личности и одинаковые подписи

Одним из интересных нюансов в материалах дела стало то, что в роковой день ровно в 11:00 Вячеслав Ёлшин побывал одновременно и на медицинском освидетельствовании, и у дознавателя – в разных частях райцентра. Причём в обоих местах он оставил свою подпись и предъявил паспорт.

– Когда Ёлшин находился на медицинском освидетельствовании в 11:00, он представил эксперту свой паспорт. В то же время в материалах дела указывается, что в 11:00 он был в органах дознания. Это нонсенс, ведь паспорт не мог быть в двух местах одномоментно, – говорит защитник Денис Шаталов.

Более того, по словам Вячеслава, в некоторых процессуальных документах стоит не его подпись, так как каждая из них сделана словно под копирку – с одинаковыми формами и наклоном. 

– В деле имеются и другие процессуальные нарушения, – говорит адвокат. – 4 апреля в районном суде продолжилось рассмотрение уголовного дела. Были допрошены два свидетеля со стороны обвинения – сотрудники Росгвардии, которые 29 июня 2021 года прибыли на место происшествия, задержали Ёлшина без предусмотренных законом оснований, изъяли у него предмет, похожий на пистолет, без оформления в установленном законом порядке документов и доставили его в отдел внутренних дел. Не были составлены протоколы задержания, доставления, досмотра предметов и вещей, находящихся при Ёлшине. Один из свидетелей положил пистолет себе в карман и в дальнейшем передал дознавателю, который в последующем составлял протокол осмотра места происшествия в своём кабинете. Также  мой доверитель не запечатлён на фототаблице, это указывает на то, что в осмотре места происшествия он не участвовал. Сегодня на судебном заседании мы обозревали пистолет. Первоначальная упаковка – красный полимерный пакет (в который был упакован пистолет), оклеенный нитью с биркой № 46, – не имелась. Следовательно, упаковка подвергалась вскрытию третьими лицами. С точки зрения процессуального законодательства важна процедура изъятия, оформления и дальнейшей передачи пистолета. Важно установить, какие и кем проводились манипуляции с данным оружием на протяжении пяти месяцев. И какое оружие было представлено на экспертизу, мы теперь тоже не можем понять. Заседание ещё не закончено, сторона государственного обвинения исчерпала свои доказательства. На следующей неделе свои доказательства будем предоставлять мы, сторона защиты.

Вячеслав Ёлшин в зале суда беседует со своим защитником Денисом Шаталовым

«Бейте меня убьёте так убьёте»

По мнению другого защитника бизнесмена – Виктора Ерофеева, влиятельный Иван Копылкин из мести устроил тёмную коммерсанту Ёлшину, в то время как, по сути своей, действия Вячеслава квалифицируются как самооборона. 

– Если меня бьют, то я, конечно же, защищаюсь любыми средствами, но не превышая пределы самообороны, и Вячеслав их не превысил, – говорит Виктор Ерофеев. – Особенно если меня продолжают бить после предупреждающего выстрела. Вторым выстрелом Ёлшин причинил Копылкину минимальный вред. Его действия квалифицировали как причинение лёгкого вреда здоровью –  ст. 115 УК РФ. Когда сроки давности по этому делу истекли, действия Вячеслава вдруг решили квалифицировать как хулиганство – статья 213 УК РФ, которая, как тяжкая, предусматривает до семи лет лишения свободы. Соответственно, сроки давности по ней уже другие. При этом ему оставили и 115-ю тоже. Ёлшин и Копылкин оба заявили друг на друга в полицию, но почему-то заявлению Ёлшина хода не дали. К тому же побои на его теле в материалах дела не фигурируют, хотя он был освидетельствован в тот же день. И куда-то странным образом пропала видеозапись с камер наблюдения. Она могла бы пролить свет на эту ситуацию. Возникает вопрос: есть ли у нас право на самооборону или «Бейте меня, а там уж как получится – убьёте так убьёте»?

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях